Анастасия Порошина. «Гостиный Дворик»: приглашение для всей семьи | АсПУр
Светла судьба
31.01.2017
Елена Алекова. Последний снег
04.02.2017
Все статьи

Анастасия Порошина. «Гостиный Дворик»: приглашение для всей семьи

%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%81%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d0%be%d1%80%d0%be%d1%88%d0%b8%d0%bd%d0%b0

Анастасия Порошина. «Гостиный Дворик»: приглашение для всей семьи

Оренбургский литературный альманах «Гостиный двор» уже давно вошёл в число авторитетных литературных изданий страны. Его отличает открытость – здесь печатаются авторы из многих регионов России, актуальность, публицистическая и художественная насыщенность, и это стремление к смысловой и художественной полноте совершенно закономерно привело издательский коллектив к идее полновесного литературного издания для детей.

Появление «маленького» альманаха с названием «Гостиный Дворик», адресованного маленьким читателям, логически связано с «большим» проектом ещё и потому, что будущих читателей нужно растить и воспитывать в любви к слову, литературе, книге уже сейчас. И поскольку на сегодня вышло пока ещё только два выпуска – пилотный и первый, вместе с главным редактором альманаха Натальей Кожевниковой и редактором «Гостиного Дворика» Юлией Стрельниковой мы хотим поразмыслить о том, каким должно быть современное литературное издание для детей.

Сегодня детская литература находится буквально на распутье: с одной стороны, в неё активно вторгаются как постмодернистские, так и коммерческие проекты с раскруткой произведений соответствующего плана, с другой – идёт активный поиск путей приобщения ребёнка к русской культуре и воспитание его духовной, нравственной основы и творческого начала личности, поскольку без этого «запаса прочности» детям будет сложно устоять в современной «взрослой» жизни.

Многие издательства обращаются к потенциалу семейного чтения в отдельных изданиях или целых сериях. Задачу воспитания будущих читателей решает в практике и целый ряд периодических изданий – одни специализируются на детском творчестве, другие выбрали направление «взрослые – детям». В «Гостином Дворике» оказалось уютно и взрослым, и малышам, здесь они, как и в реальной жизни – вместе, рядом, а главное – им интересно быть друг с другом.

Практика показывает, что концепция межпоколенческого общения, близкого к семейному, наиболее продуктивна для детского развития. Ребёнок и взрослый способны многое друг другу дать, открыть друг для друга неизвестные ранее миры – будь они читателями альманаха или соавторами на его страницах. Ребёнку-читателю интересно увидеть на страницах одного издания произведения и взрослых – и сверстников. Это создаёт эффект многогранности, многомерности, удивительного многообразия мира, в котором мы живём, учит лучше понимать друг друга.

Ощущение взаимопонимания, достигаемое таким образом, драгоценно и незаменимо. Общение семьи в процессе чтения восстанавливает и поддерживает связи между поколениями, которые сегодня активно разрушаются в коммерческих, идеологических и других спекулятивных целях. Проект «Гостиный Дворик» – это попытка создать «серьёзный» альманах для детей, наполнить его жизнеспособными, жизнетворящими смыслами и задать правильный вектор развития, направить его на созидание, в будущее. По первым двум выпускам альманаха можно проследить, как его создатели ищут и находят эти векторы – пути, по которым предстоит идти маленькому читателю вместе с родителями или старшими братьями и сёстрами.

Оформление «Гостиного Дворика» располагает к себе сразу, потому что создаёт атмосферу гармонии и уюта. Нестандартный формат издания, тёплая цветовая гамма обложки, художественное оформление каждой страницы рождают ощущение особого мира, особого пространства, живущего по своим законам. Здесь надо отдать должное художнице Виталии Кожевниковой, выпускнице, а теперь и преподавателю Академии художеств (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи и скульптуры имени И. Е. Репина).

На обложке альманаха – ворота, приглашающие войти: в пилотном выпуске – в волшебную детскую зиму, в первом – в таинственный сад, где растёт сказочный аленький цветочек. Каждый раздел оформлен своими рисунками на полях страниц, выполненными в тёплых, светлых тонах. Эта гармония берёт свои корни в народном художественном творчестве и продолжается рисунками юных художников.

Многие исследователи детского чтения, психологи и педагоги отмечают, что современные дети читают очень мало, что у них в приоритете визуальная информация, причём не структурированная, а предлагаемая отрывками, фрагментами – так называемое «клиповое» восприятие, которое затем порождает и «клиповое» мышление. С этим явлением связано множество педагогических проблем, основная из которых – восприятие и усвоение детьми системной информации, в том числе учебной: зачастую современный ребёнок не может сконцентрироваться на главном, сложить из фрагментов целое, построить в своём сознании логические связи между фактами.

Детские, да и взрослые журналы чаще всего предлагают россыпь разрозненных фрагментов, активно перемежаемых рекламой. Нахватавшись отдельных фрагментов, читатель думает, что получил много информации – однако она не усваивается сознанием, потому что фрагменты реальности ничем не связаны между собой. Тем ценнее сегодня, и особенно для детей, издания, тексты в которых связаны воедино, а само издание является художественной моделью целостного, единого мира, в котором взаимосвязано всё.

Построение этой цельности происходит постепенно, необходимое наполнение редко можно выстроить теоретически, и поэтому перспективные издания выстраиваются от номера к номеру, определяя интересы, границы тем, внутреннюю структуру.

Первый выпуск «Гостиного Дворика» отличается от пилотного большей чёткостью рубрикации, более продуманной структурой альманаха. Сохраняются практически те же разделы, но сама информация объединяется в смысловые блоки и уже гораздо легче воспринимается читателем. Драгоценным качеством первого выпуска альманаха стало то, что весь он – цельное издание, а не сборник текстов, единая многоголосая книга, связное художественное полотно.

Открывает альманах рубрика «Мы – оренбуржцы». Краеведческий компонент скрепляет воедино прошлое, настоящее и наделяет будущее – юных оренбуржцев – опорой на исторические корни своей малой родины. Рядом с известным краеведом Анатолием Пруссом в роли историков выступают школьники. Преемственность в краеведении – залог того, что дети будут хранить историю родного края, изучать её, передавать дальше.

Знание истории родного края помогает ребёнку определить роль малой родины в истории своей страны, почувствовать себя частью народа, общества. Интерес к истории страны, своего народа начинается с интереса к истории своей семьи, деревни, города. И тогда ребёнок по-иному, более живо и конкретно воспринимает историю России, уже ощущая себя её частью.

Продолжает тему истории раздел «Казачий круг», из которого юные читатели узнают об особенностях воспитания своих сверстников по казачьим традициям. Обращение к истории в детском издании встречается не так часто, но оно совершенно необходимо современным детям, ищущим ориентиры в жизни, в мире разрозненных символов и смыслов, среди которых так легко потерять себя.

Отрывочное, фрагментарное восприятие мира не позволяет ребёнку вписать себя в этот мир, затрудняет самоидентификацию, усложняет поиск ответа на вопрос: кто я? И что, как не обращение к традициям семьи, города, страны, способствует самоопределению человека? Казачьи традиции – мощная духовная и культурная основа Оренбуржья, и в альманахе «Гостиный Дворик» их изучение предлагается не в назидательном формате, а в форме увлекательного чтения.

Тема истории родной земли продолжается рассказами и стихами о её природе. Такой переход закономерен: узнавая историю, открывая для себя свой край, становишься ему ближе, испытываешь совсем иные чувства – любви и гордости. И эти чувства воплощаются в иных, уже более эмоциональных литературных формах: в стихах и прозе.

Первое, что узнаёт ребёнок, только учась говорить, – это имена окружающей его природы. Названия животных, птиц, их голоса, названия деревьев и трав. И уже в сознательном возрасте снова возвращается к описаниям родной земли – к называнию её по имени, к воспеванию в произведениях её красоты и богатства.

Любовь к Родине невозможна без того, чтобы знать по именам обитателей её лесов и полей – животных и растений, радоваться изменчивым состояниям её природы. Эти серьёзные темы лишены дидактического, поучающего начала, они раскрыты в интересных и увлекательных, эмоциональных рассказах, сказках, стихах.

Изучая жизнь природы, сопереживая ей, ребёнок учится и тому, что важно в мире людей: развивает, воспитывает своё сердце и душу, взращивает в них сопереживание, сочувствие, сострадание, милосердие. А эти качества уже поднимают человека на новый духовный уровень.

Душа человека растёт, питаясь от родной земли, воспитываясь её традициями, впитывая её природу – становясь её частью. И закономерным становится стремление ребёнка выразить словами то, что происходит в его душе, создать новое литературное произведение – новое содержание, новые духовные смыслы, сохранить и передать то богатство культуры, литературы, которое ему открылось.

От восприятия, усвоения ребёнок переходит к активному действию, сотворчеству, сам становится создателем. Сохранение родного литературного языка, проба пера, следование богатым традициям русской классической литературы – это тоже составляющая деятельной любви к родному краю.

За рубрикой «Живой мир» следует раздел «Капитанская дочка» – произведения юных авторов – участников Всероссийского литературного конкурса им. А. С. Пушкина. «Светёлка» – стихи юных поэтов. «Дерево сказок» – волшебно оформленное, на котором растут удивительно добрые и мудрые сказки. «Божья коровка» – стихи для детей от взрослых поэтов. «Вернисаж» – детские рисунки, работы победителей и участников конкурса, посвящённого дню рождения С. Т. Аксакова.

Рубрики альманаха – рассказы о животных, сказки, стихи – представляют читателю окружающий мир многогранной цельной картиной, составляют художественное единство, органично звучащее многоголосьем авторов – от классика Николая Рубцова, современного детского поэта Надежды Шемякиной до ребят, только делающих первые шаги в литературном творчестве.

Соседство детских и взрослых произведений помогает воспринять различные грани искусства слова, рядом с современной классикой особенно свежо и непосредственно звучат детские строки. А произведения взрослых поэтов, при доступных ребёнку тематике и стиле, демонстрируют глубину и точность поэтического слова, мастерство отражения мира и выражения чувств.

«Путешествие» по страницам «Гостиного дворика» превращается в прогулку по волшебному, таинственному саду, в котором не один аленький цветочек, а множество разнообразных историй и сказок, где реальность переплетена с воспоминаниями и мечтами. И каждый автор, каждое произведение раскрывается новым ароматом, новым оттенком, новой гранью видения жизни.

Альманах «Гостиный дворик» относится к числу редких сегодня изданий, объединяющих под одной обложкой детей и взрослых, отвечающих задачам не только развлечения (как большинство современных детских изданий), но прежде всего просвещения и воспитания, вовлекающих в процесс созидания и сотворчества юных писателей, поэтов и художников.

Создатели альманаха передают юным эстафету культурной памяти и любви к слову, к родному краю. Оренбуржье богато культурными и литературными традициями – важно, чтобы их было кому подхватить, развить и продолжить. «Гостиный Дворик» – это кропотливая созидательная работа на будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *