Анастасия Порошина. Литературное творчество детей: мастерская слова | АсПУр

Анастасия Порошина. Литературное творчество детей: мастерская слова | АсПУр
poroshina.jpg
Анастасия Порошина. Литературное творчество детей: мастерская слова | АсПУр
  

Порошина Анастасия Ивановна
Кандидат филологических наук, поэт, литературный критик. Член Союза писателей России. Старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры.

Анастасия Порошина. Литературное творчество детей: мастерская слова

Эпоха стремительных технологических перемен, нарастание информационного потока требуют новых подходов в воспитании и образовании детей. В такие времена, как ни парадоксально это звучит, становится очень важным здоровый консерватизм образовательной системы, довольно медленно отбирающий лучшие методики освоения знаний – нельзя поддаваться соблазну быстрых изменений, потому что можно разрушить сам фундамент образования. Но как помочь ребёнку адаптироваться к изменчивой современности, какие навыки можно дать ему здесь и сейчас, чтобы он мог адекватно отвечать на вызовы времени?

Развитие творческого начала личности ребёнка – вот необходимое дополнение к традиционной системе знаний, которые может дать школа и система дополнительного образования. И всё больше авторских методик опирается на творческий подход в той или иной сфере, а педагоги и родители с большей охотой предлагают детям самостоятельно создавать что-то новое, нежели воспроизводить готовые формы. Особое пространство в детском творчестве – творчество словесное, литературное. Начинается оно с самого раннего возраста: уже учась говорить, ребенок изобретает новые слова, придаёт знакомым словам новое значение, составляет из них простенькие рифмовки или нехитрые песенки. С возрастом, знакомясь с богатством родного языка и с литературными произведениями, ребенок усложняет свои словесные игры. И очень важно поддержать его в этих играх, помня о том, что развитие речи, языковых навыков – это прежде всего развитие памяти, воображения, образного мышления. Занятия литературным творчеством не имеют цели во что бы то ни стало создать будущего писателя, их главный результат – это развитие личности ребенка. Опыт показывает, что навыки, приобретённые детьми в процессе литературного творчества, помогают их самореализации не только в гуманитарной деятельности, но и в областях точных наук и наук «естественного» цикла.

Мы уже сказали о том, что словесное творчество свойственно малышу, оно рождается естественно в процессе освоения речи. В последующий процесс литературного творчества ребенка следует вовлекать в игровой форме. В каждом ребенке заложены творческие способности и энергия для их реализации. Другое дело, что зачастую они растрачиваются впустую, не принося пользы ни в обучении, ни в личностном развитии.

Игровые формы для развития детского литературного творчества, предназначенные для аудиторий разного возраста, подробно разработаны в учебных пособиях Н. А. Ягодинцевой1. Их можно использовать в работе с неподготовленной детской аудиторией, адаптировать к определённым возрастным группам, тематическим и иным целям. При помощи серии литературно-творческих игр, проводимых, например, в начальном или среднем школьном звене, легко создаются литературный кружок или студия, так как игры быстро выявляют наиболее заинтересованных, активных в словесном творчестве детей: для кого-то игра останется игрой, тренингом, а в ком-то проснётся интерес к созданию собственных литературных произведений.

Творческие игры, особенно в детской аудитории, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать. Как пишет Н. А. Ягодинцева, «cоревнование даёт возможность быстро организовать аудиторию, активизировать её, вовлечь в коллективный творческий процесс. <…> В творческом соревновании процесс гораздо важнее результата, игра должна провоцировать участников на дальнейшее самостоятельное творчество»2.

Часто дети, особенно старшего школьного возраста, приходят в литературную студию или объединение уже с готовыми собственными текстами. И от того, какую стратегию работы выберет руководитель, зависит, какой результат принесёт учёба. Главное, что нужно сделать в первый момент появления ребенка в коллективе, – это дать ему почувствовать, что здесь его принимают, здесь хотят его услышать: с его, возможно, первыми неловкими попытками выразить свои чувства или фантазии в слове, с его личным, особенным внутренним миром.

Если с самого начала занятий удаётся создать такую атмосферу, ребенок откроется и для критики в работе над текстами, что необходимо для дальнейшего его роста, будет воспринимать её не эмоционально («Мои произведения ругают!»), а рационально («Меня учат, как сделать лучше»). Вместе с тем есть дети, которые приходят в коллектив в поисках не развития, а трибуны для выступлений. Они заранее убеждены, что прекрасно пишут, и надо только явить их произведения широкой публике. В этом случае необходимо мягко и педагогично вовлекать их в обсуждения, постепенно вырабатывать в них критическое отношение к тексту, вместе с тем не позволяя доминировать над другими авторами в обсуждениях: многие дети естественно склонны прислушиваться к тому, кто более уверен в своей правоте, даже если не имеет на то реальных оснований.

В первую очередь важно сориентировать ребят на то, что для формирования собственного стиля, яркого авторского языка необходимо много читать, знакомиться с разными авторами, направлениями, жанрами. Только из глубокого вдумчивого читателя может вырасти серьёзный писатель. И в том случае, если ребёнок утратит интерес к литературному творчеству и проявит себя в какой-то иной сфере, он всё равно останется заинтересованным читателем.

В диалоге с книгой ребенок не всегда пропускает её содержание через глубокие фильтры души, но зачастую ему хочется немедленно откликнуться, дать творческий ответ: создать иллюстрацию, прочитать фрагмент текста с выражением или по ролям, использовать иные способы творческого воплощения. Максимально отвечает задаче стимулирования чтения собственное литературное творчество ребёнка. Его эффективность в формировании читательской активности обусловлена использованием того же материала, что и в самой книге, – художественного, выразительного литературного языка. Одной из самых распространённых современных форм, в которой юный читатель воплощает свои мысли и эмоции, связанные с книгой, являются так называемые «фанфики». Под этим словом понимаются любительские сочинения по мотивам популярных литературных произведений, произведений киноискусства, компьютерных игр.

Среди книг, на которые пишется больше всего «фанфиков», центральное место занимают издания, модные в подростковой среде: вокруг них создаются целые клубы фанатов. Это серия книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, серия книг «Сумерки» С. Майер и другие. И поскольку эта форма сегодня чрезвычайно популярна в детской и подростковой среде, литературный педагог должен иметь о ней представление. Хотя, конечно, предпочтение нужно отдавать собственно детскому творчеству, в частности, и потому, что основой для «фанфиков» становятся произведения не лучшие, а модные, что, к сожалению, практически никогда не совпадает.

Существуют два основных варианта развития событий в сочинениях направления фан фикшн (фан-прозы): это описание событий, происходящих после завершения сюжета, предложенного автором, или событий, альтернативных авторскому сюжету. Сочинения данной направленности практически не имеют самостоятельной художественной ценности, однако увлечение ребенка этим жанром можно и нужно использовать в педагогических целях. Используя тех же персонажей, что и в оригинальном произведении, создавая вокруг них определённую художественную реальность, описывая их, заставляя их действовать, ребенок должен сформировать своё видение мира, соблюсти в собственном тексте стилевые и сюжетные закономерности, заданные автором в оригинале. Это непростая задача, однако она формирует у юного читателя языковое чутьё, внимание к художественным и стилевым деталям, к образам персонажей.

В то же время педагогу необходимо следить за тем, чтобы ребёнок избегал повторения фрагментов оригинального текста, так как задачей в данном случае является подражание, но не копирование. И параллельно педагог должен провоцировать ребёнка на попытки создать собственный сюжет, придумать собственных героев, обрести пусть начальную, но творческую самостоятельность.

Более сложной формой творческой работы с литературным текстом является стилизация. Юные читатели с уже достаточно развитым языковым чутьём способны воспринимать текст не только на уровне сюжета и системы образов, но на стилистическом уровне. В этом случае подражание оригинальному тексту имеет характер стилизации, читатель-ребёнок передаёт особенности идиостиля писателя. Образцами для подражания здесь уже становятся не модные, а действительно художественные тексты.

Интересно наблюдать при этом освоение ребёнком классических и хрестоматийных авторов, включённых в программу школьного курса литературы или выходящих за его пределы: В. Маяковского, С. Есенина, М. Цветаевой, из прозы – А. и Б. Стругацких и других. Освоение ребёнком текста на уровне идиостиля часто является промежуточным этапом в поиске собственного языкового стиля, авторских особенностей, на пути к профессиональному литературному творчеству.

К такому «ученичеству» следует относиться максимально положительно, направляя ребёнка на осмысление особенностей стиля любимого автора: это даст возможность и приобрести литературный опыт, и вовремя выйти из-под влияния классика в самостоятельное творчество. Навыки глубокого и осознанного прочтения формируются также в ходе анализа литературного произведения. Для того чтобы аналитическая деятельность была результативной не только для читательского развития, но и для личностного, творческого роста, рационально использовать следующую последовательность работы.

Первым этапом является анализ образца классической литературы, чтобы отработать порядок действий и увидеть возможности аналитического метода. Такой анализ должен выполняться часто и по текстам, принадлежащим различным художественным направлениям, чтобы юные читатели смогли освоить весь спектр художественных средств, всё богатство литературных стилей. Используется как устная форма анализа, так и письменная с последующим обсуждением и комментариями руководителя.

Анализ литературного произведения можно проводить по традиционной литературоведческой схеме, знакомой ребятам по школьной программе: определить тему произведения, сформулировать его идею, проанализировать особенности композиции, указать, как автор использует выразительные средства языка, какие приёмы выразительности он предпочитает, и пр. Повторение теории литературоведения в рамках анализа текстов на занятиях помогает детям закрепить эти знания. На занятиях литературной студии подобный анализ проводится в более свободной форме, чем на уроках литературы, и сами произведения могут быть предложены как педагогом, так и детьми.

Затем аналитические навыки применяются при устном анализе (обсуждении) литературных сочинений сверстников. Обязательным условием таких обсуждений является психологическая готовность автора текста, так как при анализе речь будет идти не только о достоинствах сочинения, но и о недостатках. Важно подготовить участников обсуждения таким образом, чтобы, увлекшись литературным анализом, они не забыли об этической стороне обсуждения. Доминирующим должен быть позитивный настрой, и даже при достаточно жёсткой критике общий вывод делается с прицелом на творческий рост юного автора.

Роль модератора в такой ситуации выполняет руководитель, он же подводит итог обсуждению и завершает его своими рекомендациями. Алгоритм обсуждения подробно описан литературным педагогом Н. А. Ягодинцевой. В её книге «Литературно-творческий практикум» отмечено, что для успешного проведения обсуждения необходимо:

– «обозначить цель: автору желательно представлять либо работы, в которых он наиболее уверен и желает знать мнение о них, либо работы, в отношении которых испытывает сомнение. Тогда обсуждение бывает максимально продуктивным;

– обусловить атмосферу: обсуждается текст, а не автор. Текст может быть отредактирован автором или даже выброшен в корзину для бумаг, но нельзя подвергать сомнению и обсуждению мысли и чувства автора;

– задать алгоритм обсуждения, его порядок и регламент. Желательно, чтобы первыми выступали более опытные и доброжелательные рецензенты; автору нежелательно устно дополнять или объяснять по ходу обсуждения написанное им – исключение составляют прямые вопросы рецензентов автору, но и ими не следует увлекаться, так как автор уже высказался в своём произведении»3.

Алгоритм обсуждения состоит из следующих этапов: 1) нужно отметить то, что автору удалось; 2) выделить ошибки и недочёты; 3) подвести итог рецензированию, высказать рекомендации. Соблюдение этого алгоритма поможет участникам не выходить за рамки конструктивного диалога, сформулировать свои впечатления от текста в конкретные рекомендации.

Для того чтобы юный автор вынес максимально полезную информацию для себя из обсуждения, ему необходимо помнить следующие правила:

– «обсуждение – это возможность быстро получить максимальное количество информации для успешной учёбы;

– критикуется не автор, а произведение, и только с целью сделать его лучше;

– в учебно-творческом процессе никакой результат не может быть окончательным;

– как медленное, так и быстрое освоение принципов литературного мастерства является нормальным проявлением индивидуальности. Непонимание чего-то – это всего лишь прекрасная возможность понять;

– не во всех случаях рецензенты правы – они находятся в таком же поиске. Поэтому автор должен поблагодарить за работу всех, проанализировать полученную информацию и выбрать ту, которая приемлема для данного этапа работы;

– критические замечания лучше записывать, чтобы не упустить важные моменты, и затем использовать заметки при доработке текста;

– за редким исключением, не следует объяснять рецензентам не понятые ими моменты обсуждаемого текста. Проблема находится именно в тексте, поэтому энергию полезнее направить на его доработку»4.

Учитывая перечисленные выше условия проведения обсуждения, необходимо помнить о том, что ребёнок гораздо более чувствителен к критике, чем взрослый автор, к каждому юному автору нужно находить подход, чтобы не оттолкнуть его от творчества, а напротив, стимулировать интерес, желание развиваться в этом направлении. Если ребёнок видит и понимает, что обсуждение полезно для него и для других участников студии, он охотно предлагает для анализа свои произведения, не опасаясь критики, а умея уже извлечь из неё пользу для себя.

Самым сложным видом анализа можно считать работу над собственным текстом, так как он воспринимается, как правило, связанным с определёнными эмоциями, душевным состоянием, а воплощение собственных переживаний трудно подвергнуть разбору. Однако если юному автору удастся достичь определённой степени отстранённости и подойти к своему произведению с позиции художественной ценности, это не только будет существенным качественным скачком в плане творчества, но и в плане формирования глубокого, тонко чувствующего все грани художественного текста, вдумчивого и компетентного читателя.

А если затем итоги творческих семинаров, подробных обсуждений подкрепляются и хорошими результатами в литературных конкурсах, заслуженными победами, ребёнок получает яркий стимул для теперь уже сознательного, целенаправленного творческого развития.

Таким образом, различные формы литературно-творческой работы являются продуктивным способом развития юного читателя через формирование художественно-ценностного, оценочного, сотворческого отношения к художественным текстам. Кроме того, развитие ребёнка через творческую деятельность, предполагающую создание чего-то оригинального, нового, не существовавшего ранее, противостоит опасной тенденции потребительского отношения к окружающей действительности, доминирующего в современном обществе.

_____________________________
1. Ягодинцева, Н. А. Литературно-творческий практикум. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016; Организация литературной работы. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016; Семь тайн поэзии: видеоуроки . Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Ягодинцева, Н. А. Литературно-творческий практикум. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016. С. 38–39.
3. Ягодинцева, Н. А. Литературно-творческий практикум. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016. С. 37–38.
4. Ягодинцева, Н. А. Литературно-творческий практикум. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016. С. 37–38.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Анастасия Порошина. Литературное творчество детей: мастерская слова | АсПУр
file 1446057093.jpg
Княз Гочаг. Во имя радости и света | АсПУр