Владимир Блинов. Война и любовь в судьбе Бориса Норина. Отзывы о трилогии А.Титова «Тень Бехистунга» | АсПУр

Владимир Блинов. Война и любовь в судьбе Бориса Норина. Отзывы о трилогии А.Титова «Тень Бехистунга» | АсПУр
titov a ten behistunga big.jpg
 
titov-a-ten-behistunga-big
blinov-v

Владимир БЛИНОВ. ВОЙНА И ЛЮБОВЬ В СУДЬБЕ БОРИСА НОРИНА

ОТЗЫВЫ О ТРИЛОГИИ А.ТИТОВА «ТЕНЬ БЕХИСТУНГА»

Владимир БЛИНОВ «ВОЙНА И ЛЮБОВЬ В СУДЬБЕ БОРИСА НОРИН (газета «Большая медведица» №2 (38) – 2014 год)

Писать рецензии – скучнейшее занятие… Однако не сказать ничего, отмолчаться о достойном высокой оценки произведении тоже нехорошо. Мой опыт квалифицированного читателя и писателя подвигают меня сказать пару слов о романе моего товарища в виде заметок-размышлений, которые возникали по ходу чтения и будоражат мой мозг до сих пор, честно скажу – не могу успокоиться…

Писатели – люди эгоистичные, ревнивые, нередко завистливые. «Там жили поэты, и каждый встречал другого надменной улыбкой», как говаривал Александр Блок. В атмосфере Дома писателя, помню, меня порадовала реплика на собрании о только что опубликованном романе «Одинокое мое счастье» (теперь это – первая часть трилогии), высказанная прозаиком Борисом Путиловым: «Арсен сотворил замечательную вещь! Там такая любовь… А батальные сцены – это… это сам Лев Николаевич! Как вы еще не читали? Отодвиньте всё, хватайте журнал «Урал»… Преувеличиваю? Читайте и сами убедитесь». Такое услышать от опытного писателя, считающего себя самого первым литератором России, было удивительно. Ну, может аналогия с «Севастопольскими рассказами», тем более с «Войной и мир» – некоторая натяжка, преувеличение? Однако помню, меня порадовала оценка творения Титова старшим товарищем. Сам я, читатель медлительный, в то время знал Арсена Титова больше по его блистательным новеллам. Но роман…

Не всякий возьмется за столь масштабную вещь. Рассказ, новелла – замечательный, непростой жанр. Но все же этот жанр – на уровне стихотворения, по объему, структуре. Кто брался за поэму, прочувствовал творческую ответственность, особость большого жанра. То же и с романом. Мы знаем примеры больших мастеров, которые не справились с романом, с его многослойной структурой, пресечением судеб героев, с протягиванием общей идеи, через всю конструкцию произведения. Арсен Титов одолел эту непростую задачу. Кто-то сказал, чтобы произведение состоялось оно должно быть ПРАВДИВЫМ И ИТЕРЕСНЫМ. Оба условия в трилогии «Тень Бехистунга» выполнены.

О чем книга? О войне? О фронтовом братстве? О любви? О ратных сражениях подзабытой потомками Отечественной войны 1914 года ( долго называвшейся в народе Германской; в советских учебниках обозначенной как Первая мировая)? Да, и о том, и об этом. Но главное…

Одна пожилая критикесса, прочитав начальную часть, огорошила мня вопросом: «Я не понимаю — о чем это, бои, любовные похождения, кони, люди, лазареты, масса персонажей… Вы поясните мне». «Да как же о чем, — отвечаю,- вы вчитайтесь внимательнее. Главное что я вынес из прочтения – как нравственному человеку, находясь в безнравственных условия, в грязи, гное, крови, среди оторванных ног и рук, как ему выстоять и остаться духовно чистым человеком, личностью». «Ах, вот о чем, — пожевала она губами, — Пожалуй, вы правы, я еще раз прочту книгу». «Поверьте, уважаемая – добавил я, – с книгой «Тень Бехистунга» у нас на Урале (и не только на нём) обозначился большой писатель».

Нет смысла пересказывать произведение, тем более такое большое (книга уложилась в 776 страниц!). И все же напомню один из центральных эпизодов который подтверждает мое суждение о высокой нравственности главного героя Бориса Норина. Ему, командиру артиллерийского подразделения, отдается приказ расстрелять из пушек некое село на границе России и Турции. Зная, что там мирные жители, аборигены, Норин принимает для себя решение — не выполнять приказ. Как?! Он, человек чести, офицер, всегда следовавший присяге, отказывается выполнять приказ вышестоящего начальства. ДА, ОТКАЗЫВАЕСЯ! Потому что голос православной совести подсказывает ему: не смей, не отдай команды на открытие огня. ТЯЖЕЛ КАМЕНЬ, БОЛЬШОЙ ГРЕХ ПОСЕЛИТСЯ В ДУШЕ ТВОЕЙ. Не замарай себя. Не отмолишься. Разве не напоминает нам этот эпизод того, что в наши дни происходит на Украине! Где честь и достоинство современных украинских офицеров? Куда, в кого направляется смертельный огонь их систем «Град»? Одумайтесь, братцы!

Я сказал о христианских православных взглядах главного героя. Хотя непосредственно в рассуждениях самого Норина этого нет. Но капитан (впоследствии полковник) Норин поступает именно так, а не иначе? Потому, что он рос в русской, истинно православной семье. Потому, что подобным образом поступили бы и его отец, и его дед. И толстовский капитан Тушин, и тот лермонтовский полковник, что рожден был хватом, слугой царю и отцом солдатом, и лейтенант Василя Быкова из повести «Его батальон»… По врагу, который на Русь пришел с мечом – да: «Огонь!». По невинным людям, беззащитным жертвам войны – нет. Герой Арсена Титова продолжает славную традицию отечественной прозы: будь защитником Отечества, носи с честью погоны и Георгиевский крест… Будь отцом солдатам, и будь милостив к мирному пахарю, ребенку, старушке, плененному врагу.

Прекрасны по сердечной трогательности, драматичны, художественно эротичны страницы любовей Бориса Норина. Хоть он и сетует на себя: нет, видимо, не умею я любить, не ведаю толком, что такое любовь. Настоящая, глубокая любовь… А вы, читатель, знаете? И в то же время Норин, то и дело, влюбляется. Напропалую!

Как мила Ксеничка, покорившая его сердце! За долгим чтением, ожидая второй и третий романы, я, грешным делом, потерял её из вида. Я всё ждал, что, по типу американского хеппи-энд, она объявится в заключительной части последнего романа и – ах! – упадет в жаркие объятия героя. Ан, нет! Является на исетских берегах Наталия Александровна, и холодеет спина у полковника, служащего у «сволочей», в большевистском военном ведомстве в Екатеринбурге. И он опять, по дворянской совестливости своей, не знает, как ей отказать. Обманывает ее, себя. Ничто человеческое ему не чуждо. И это замечательно: автор не идеализирует своего героя. Это было бы неправдой. Борис Норин не поступается главными принципами, унаследованными, настаиваю, от предков. Он будет до конца верен ВЕРЕ, ЦАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ. А женщины… Ох, уж эти женщины! В поступках героя, в лирических сценах, мне кажется, многое взято из биографии самого автора. Я не вправе утверждать, но, полагаю, без знания нюансов любви, невозможно создать столь впечатлительные сцены с применением приемов художественной эротики.

Достоверно известно: работая над трилогией, постигая особенности ратного дела, особенно артиллерийской службы, писатель А. Б. Титов добровольно прослужил нужное время в артиллерийской части Уральского военного округа. И профессию заряжающего освоил, и в госпитале подлечился, и солдатской каши отведал… Это ли не урок погружения в тему для молодых сочинителей! Отрадно, что книга вышла в канун 100-летия с момента выстрела Гаврилы Принципа (мне приходилось стоять в отпечатке его башмаков – памятник на углу одной из улиц в Сараево) и начала той войны, которая переросла в братоубийственную, от мрачной тени которой мы не можем избавится и в ХХI столетии.

Екатеринбуржцам романы будут тем более по душе: сюжет и события 3-й части проходят в городе на Исети. Восемнадцатый год, канун привоза из Тобольска Царской семьи… И звучат со страниц книги незабвенные названия наших улиц, по которым то открыто, то тайно пробирается к родному гнезду главный герой: Вознесенский проспект, Вторая Береговая, Крестовоздвиженская, Сибирская, Верхотурская. Кажется, так и просят они, взывают к нам, современникам: почему вы забыли наши имена, верните их. Странно и непонятно, даже Монастырская роща до сих пор безлико называется Зелёной.

Из эпилога трилогии: «Тема подвига и трагедии народов России в Первой мировой войне, называемой Великой войной, с приходом к власти большевиков была темой, по существу закрытой. Советская идеологическая машина непроницаемым щитом поставила перед ней тему братоубийственной Гражданской войны. Вычеркнув из нее слово «братоубийственная», ибо по ее понятиям, те, кто был против советской власти, братьями (нам) быть не могли… Более того, советская власть объявила подлежащим уничтожению целый, по марксистской терминологии, эксплуататорский класс, то есть сословия дворян, казаков, духовенства, мещан, купечества и вернула обратно в крепостное право крестьянство, предварительно уничтожив его значительную часть…»

Слава Богу, память о наших героических предках возвращается. Вот и небольшой памятник гренадерам, восстановленный архитектором Александром Новиковым (однофамильцем барда) в сквере на Главном проспекте; вот и замечательная экспозиция о забытой, незабытой войне, устроенная в Историческом музее; вот и графическая галерея из полусотни листов, выполненная Алексеем Лопато; вот, наконец, и замечательный трехчастный роман Арсена Титова «Тень Бехистунга» — еще один ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ вклад и в ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА и ДОСТИЖЕНИЕ РУСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ. Не были бы романы столь убедительны, если бы мастерским пером автор не дал столь психологически верных портретов, кои предстают со страниц книги. Верный признак успеха у читателя подобных книг – не желание расстаться с героями, с израненным, но мужественным, верным Отечеству Борисом Нориным, отважным и по народному мудрым казачьим сотником Томлиным, командиром Георгиевской сотни Василием Даниловичем Гамалием, добрейшим ворчуном, хранителем екатеринбургских усадебных традиций Иваном Филипповичем, с Анной Ивановной, чуть по воле злой хозяйки не ставшей проституткой и влюбившейся в своего спасителя Норина… Ну и, конечно. Своеобычный язык писателя-художника, который сформировался еще в прежние годы, особенно в новеллах. Здесь и своя интонация, и элементы иронии, и юмор, и запоминаемая портретная окраска персонажей, и трогательные сцены прощания героя с товарищами, с верным конем (признаюсь, всплакнул; видимо становлюсь сентиментальным, аки престарелый фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов).

Заметки мои – не рецензия. Подметил я в тексте, конечно, кое-какие мелкие недочеты, повторы, несуразицы, но о них и говорить не хочется – они не портят книги. Будет ли у трилогии продолжение? Ведь она заканчивается интригующе, в самый канун новых трагических дней – середина лета восемнадцатого года, преддверие Уральской Голгофы. Несомненно, Норин, как солдат и патриот не может понять, вернее, принять отречения Императора. Представляется, что он, верный присяге, должен предпринять усилия для спасения Государя императора… Напишет ли об этом Арсен Титов? Бог весть. И надо ли? Уже то, что сделано им сегодня, достойно самой высокой профессиональной оценки и читательской благодарности.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Владимир Блинов. Война и любовь в судьбе Бориса Норина. Отзывы о трилогии А.Титова «Тень Бехистунга» | АсПУр
Лучшие произведения участников IX Межрегионального совещания молодых писателей (Челябинск, 2018 г.) | АсПУр