Умение удивиться – это дар природы. Он даётся для того, чтобы человек мог ощущать новые и новые краски в том пространстве и времени, в какое приводит его судьба. И тем, кому он даётся, сохраняют в душе молодость, а значит, и способность к свежему восприятию окружающего мира, вне зависимости от физического состояния. А ещё это умение позволяет понять нечто главное в том, что называется судьбой. Об этом очень наглядно сказал Александр Кердан в своём, поначалу вроде бы шутливом, но, в конечном счёте, мудром, серьёзном стихотворении «РАБ БОЖИЙ», строчкой которого назвал мои впечатления о новом его сборнике*: Вот споткнулся, как на грех… Может, это – оберег? Если б здесь я не споткнулся, Через час бы растянулся И расквасил нос и лоб, Неповадно было чтоб. Верить случаю наивно… Всё, что в жизни неизбывно, Всё, что вышло испытать, Это – Божья благодать, От беды обереженье Или просто снисхожденье К непутёвому рабу, Что пеняет на судьбу… И будто продолжением этой мысли о единстве мироздания и тесной взаимосвязи всего, что населяет наше общее пространство, звучит другое стихотворение поэта «ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС»: Как хорошо, что всё – непросто, Хотя так манит простота. В мой дом заглядывают звёзды, Как будто рядом высота. И я смотрю почти как равный На свет, струящийся из тьмы. И вместе мы молчим о главном, О вечном размышляем мы. Хоть тайну бытия, наверно, Познать нам всё же не дано, Взираю я в глаза Вселенной – Она глядит в моё окно. Из этих двух стихотворений уже отчётливо ощущаешь личность автора, его философское начало, с которым он, будучи наделённым ещё и поэтическим даром, пришёл к сегодняшнему дню. Похоже, с какого-то момента тема о том, что, согласно известному выражению Осипа Мандельштама: «Всё в мире переплетено», стала для Александра Кердана главной: Младенец, морщинистый, как старичок, Старик, что глядит, как младенец, Хотя на земле он – не новичок, Но тоже уже иждивенец. Меж этим и тем – где-то семьдесят лет: В масштабе бессмертья – пылинка! Вот, кажется, только явился на свет, А следом уж ладят поминки. Неужто и смысл заключается весь Лишь в том, что нельзя по-другому: Не может душа приспособиться здесь И рвётся к небесному дому… И этот знаменитый «лёгкий переход в неизвестность от забот», когда, перед тем как прийти к такому выводу или исходу, великий поэт сумел почувствовать и сформулировать, что «Жизнь ведь тоже только миг, / Только растворенье / Нас самих во всех других, / Как бы им в даренье», находит продолжение в восьмистишии Александра Кердана «МОЯ СУДЬБА»: Когда уйду, предстанет жизнь судьбой. Не для меня – для тех, кто будет следом Искать созвучье времени с собой, Сиюминутным радуясь победам. Им, увлечённым, будет невдомёк, Что жизнь равна судьбе лишь на мгновенье, Когда, почти погаснув, уголёк Даёт начало вечному горенью… Каждый из нас сначала неосознанно, а с какого-то момента созрев как личность, уже осознанно ищет внутренне это «созвучье времени с собой». Кто-то дорастает лишь до того, чтобы любые сиюминутные победы принимать за такое созвучье, а кому-то дано понять, «что жизнь равна судьбе лишь на мгновенье». И тем, к сожалению, пока немногим, кто сумел выйти на такой уровень мысли, открываются горизонты бесконечности, о которых поэт сказал в двух заключительных строчках стихотворения. Но какие бы горизонты ни открывались перед поэтом, свои прозрения ещё нужно выразить в строках. И тут каждый из пишущих время от времени пытается понять, как приходят к нему эти строки. Хотя никто так и не сумел этого сделать, таких попыток тоже ни один поэт не оставил. Вот и Александр Кердан задаёт себе всё тот же вечный «проклятый вопрос»: Ну почему, когда я был счастливым, И ты была со мною так мила, Поэзия, как женщина, ревниво Косилась – и ни строчки не дала Мне сочинить?.. А в миг, когда не стало Моей любви, и потерял покой, Отчаянье мне сердце разорвало И стало поэтической строкой… Но словно возвращая к изначально Вопросы неуёмные мои, Строка стихов, рождённая печалью, По-прежнему твердит мне о любви. Вот такая взаимосвязь бывает порой между печалью и любовью. Но это, как и всё остальное в человеке, определяется природой его личности. Хотя есть и нечто общее между собратьями по перу в их «таинственной страсти перья грызть», о чём Александр Кердан пишет в стихотворении «СТИХОТВОРЦЫ»: Жизнь переводим на чернила, На бденье над немым листом… Не лучше ль целоваться с милой, А остальное всё – потом? Но – нет, нам горечь как услада, Нам вымысел милей, чем явь… Мы там ползём, где бегать надо, Мы посуху решаем – вплавь! Нам представляются сюжеты Наперекор самой судьбе, Мы пестуем в себе поэтов – И забываем о себе. Затем, чтоб в суете бездумной, Где чувства зыбки, словно ртуть, Наш мир, как отрок неразумный, Стал милосерднее чуть-чуть… Как просто и точно сумел выразить поэт высокий смысл того, что зовётся поэзией, которая тысячелетиями вызывает у людей чувство, сходное со знаменитым определением: «Как горла перехват, / Когда его волненье сдавит». Конечно, в этой короткой заметке – лишь субъективное восприятие того, что мне показалось главным в поэтическом мироощущении этого мудрого, светлого поэта Александра Кердана. И конечно, его новый сборник «ОБЕРЕГ» много более ёмкий в поэтической палитре, где представлена лирика гражданская, личная, лирика природы, а также философская, на которой и было сконцентрировано здесь моё внимание, и переводы с болгарского, белорусского, коми. Поэтому каждый, кто возьмёт эту небольшую, но очень содержательную книгу, непременно найдёт в ней что-то своё, близкое биению собственного сердца. Но в одном, уверен, все мы будем едины – в благодарности поэту за то, что «как главное и высшее искусство» он считает «умение прощать», к чему и призывает своего читателя: Искусство попрощаться без обид – Талант, которым Бог меня обидел… В душе разлука каждая горит, Как будто не любил, а ненавидел. Как будто не виновен я ни в чём, А все, с кем расставался, виноваты, И на луну, как волк, не выл потом От каждой сердцу тягостной утраты… Нет оправданья мне. И потому Молю судьбу, которая осталась, Всех сохранить, кого сейчас люблю, Чтоб с ними мне прощаться не досталось. И пред разлукой, ждущей впереди, Той, от которой не найти спасенья, Дать мне талант – любимых не судить, Не огорчать в ответ на огорченья, От гнева и обиды защищать, Беречь, лелеять трепетные чувства, Приобретя умение прощать, Как главное и высшее искусство. Ну, а я хочу пожелать моему товарищу, чтобы та гармония, какая сложилась в его душе, навсегда осталась ему оберегом. ______ * Александр КЕРДАН «ОБЕРЕГ». Екатеринбург: Изд-во «АсПУр», 2017. – 126 с. (Газета «СЛОВО» от 7 июля 2017 года)
https://ok.ru/video/304789197177