Григорий Блехман. Верить случаю наивно… | АсПУр

Григорий Блехман. Верить случаю наивно... | АсПУр
blehman.jpg
Григорий Блехман. Верить случаю наивно... | АсПУр

Григорий Блехман. Верить случаю наивно…

    Умение удивиться – это дар природы. Он даётся для того, чтобы человек мог ощущать новые и новые краски в том пространстве и времени, в какое приводит его судьба. И тем, кому он даётся, сохраняют в душе молодость, а значит, и способность к свежему восприятию окружающего мира, вне зависимости от физического состояния. А ещё это умение позволяет понять нечто главное в том, что называется судьбой.    Об этом очень наглядно сказал Александр Кердан в своём, поначалу вроде бы шутливом, но, в конечном счёте, мудром, серьёзном стихотворении «РАБ БОЖИЙ», строчкой которого назвал мои впечатления о новом его сборнике*:    Вот споткнулся, как на грех…  Может, это – оберег?  Если б здесь я не споткнулся,  Через час бы растянулся  И расквасил нос и лоб,  Неповадно было чтоб.  Верить случаю наивно…  Всё, что в жизни неизбывно,  Всё, что вышло испытать,   Это – Божья благодать,  От беды обереженье   Или просто снисхожденье  К непутёвому рабу,  Что пеняет на судьбу…    И будто продолжением этой мысли о единстве мироздания и тесной взаимосвязи всего, что населяет наше общее пространство, звучит другое стихотворение поэта «ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС»:    Как хорошо, что всё – непросто,  Хотя так манит простота.  В мой дом заглядывают звёзды,  Как будто рядом высота.  И я смотрю почти как равный  На свет, струящийся из тьмы.  И вместе мы молчим о главном,  О вечном размышляем мы.  Хоть тайну бытия, наверно,  Познать нам всё же не дано,  Взираю я в глаза Вселенной –   Она глядит в моё окно.    Из этих двух стихотворений уже отчётливо ощущаешь личность автора, его философское начало, с которым он, будучи наделённым ещё и   поэтическим даром, пришёл к сегодняшнему дню. Похоже, с какого-то момента тема о том, что, согласно известному выражению Осипа Мандельштама: «Всё в мире переплетено», стала для Александра Кердана главной:    Младенец, морщинистый, как старичок,  Старик, что глядит, как младенец,  Хотя на земле он – не новичок,  Но тоже уже иждивенец.  Меж этим и тем – где-то семьдесят лет:  В масштабе бессмертья – пылинка!  Вот, кажется, только явился на свет,  А следом уж ладят поминки.  Неужто и смысл заключается весь  Лишь в том, что нельзя по-другому:  Не может душа приспособиться здесь  И рвётся к небесному дому…    И этот знаменитый «лёгкий переход в неизвестность от забот», когда, перед тем как прийти к такому выводу или исходу, великий поэт сумел почувствовать и сформулировать, что «Жизнь ведь тоже только миг, / Только растворенье / Нас самих во всех других, / Как бы им в даренье», находит продолжение в восьмистишии Александра Кердана «МОЯ СУДЬБА»:    Когда уйду, предстанет жизнь судьбой.  Не для меня – для тех, кто будет следом  Искать созвучье времени с собой,  Сиюминутным радуясь победам.  Им, увлечённым, будет невдомёк,  Что жизнь равна судьбе лишь на мгновенье,  Когда, почти погаснув, уголёк  Даёт начало вечному горенью…    Каждый из нас сначала неосознанно, а с какого-то момента созрев как личность, уже осознанно ищет внутренне это «созвучье времени с собой». Кто-то дорастает лишь до того, чтобы любые сиюминутные победы принимать за такое созвучье, а кому-то дано понять, «что жизнь равна судьбе лишь на мгновенье». И тем, к сожалению, пока немногим, кто сумел выйти на такой уровень мысли, открываются горизонты бесконечности, о которых поэт сказал в двух заключительных строчках стихотворения.    Но какие бы горизонты ни открывались перед поэтом, свои прозрения ещё нужно выразить в строках. И тут каждый из пишущих время от времени пытается понять, как приходят к нему эти строки. Хотя никто так и не сумел этого сделать, таких попыток тоже ни один поэт не оставил. Вот и Александр Кердан задаёт себе всё тот же вечный «проклятый вопрос»:    Ну почему, когда я был счастливым,   И ты была со мною так мила,  Поэзия, как женщина, ревниво  Косилась – и ни строчки не дала  Мне сочинить?.. А в миг, когда не стало  Моей любви, и потерял покой,  Отчаянье мне сердце разорвало  И стало поэтической строкой…  Но словно возвращая к изначально  Вопросы неуёмные мои,  Строка стихов, рождённая печалью,  По-прежнему твердит мне о любви.    Вот такая взаимосвязь бывает порой между печалью и любовью. Но это, как и всё остальное в человеке, определяется природой его личности. Хотя есть и нечто общее между собратьями по перу в их «таинственной страсти перья грызть», о чём Александр Кердан пишет в стихотворении «СТИХОТВОРЦЫ»:    Жизнь переводим на чернила,  На бденье над немым листом…  Не лучше ль целоваться с милой,  А остальное всё – потом?  Но – нет, нам горечь как услада,  Нам вымысел милей, чем явь…  Мы там ползём, где бегать надо,  Мы посуху решаем – вплавь!   Нам представляются сюжеты  Наперекор самой судьбе,  Мы пестуем в себе поэтов –   И забываем о себе.  Затем, чтоб в суете бездумной,  Где чувства зыбки, словно ртуть,  Наш мир, как отрок неразумный,  Стал милосерднее чуть-чуть…    Как просто и точно сумел выразить поэт высокий смысл того, что зовётся поэзией, которая тысячелетиями вызывает у людей чувство, сходное со знаменитым определением: «Как горла перехват, / Когда его волненье сдавит».    Конечно, в этой короткой заметке – лишь субъективное восприятие того, что мне показалось главным в поэтическом мироощущении этого мудрого, светлого поэта Александра Кердана. И конечно, его новый сборник «ОБЕРЕГ» много более ёмкий в поэтической палитре, где представлена лирика гражданская, личная, лирика природы, а также философская, на которой и было сконцентрировано здесь моё внимание, и переводы с болгарского, белорусского, коми.    Поэтому каждый, кто возьмёт эту небольшую, но очень содержательную книгу, непременно найдёт в ней что-то своё, близкое биению собственного сердца.    Но в одном, уверен, все мы будем едины – в благодарности поэту за то, что «как главное и высшее искусство» он считает «умение прощать», к чему и призывает своего читателя:    Искусство попрощаться без обид –   Талант, которым Бог меня обидел…  В душе разлука каждая горит,  Как будто не любил, а ненавидел.  Как будто не виновен я ни в чём,  А все, с кем расставался, виноваты,  И на луну, как волк, не выл потом  От каждой сердцу тягостной утраты…  Нет оправданья мне. И потому  Молю судьбу, которая осталась,  Всех сохранить, кого сейчас люблю,  Чтоб с ними мне прощаться не досталось.  И пред разлукой, ждущей впереди,  Той, от которой не найти спасенья,  Дать мне талант – любимых не судить,  Не огорчать в ответ на огорченья,  От гнева и обиды защищать,  Беречь, лелеять трепетные чувства,  Приобретя умение прощать,  Как главное и высшее искусство.    Ну, а я хочу пожелать моему товарищу, чтобы та гармония, какая сложилась в его душе, навсегда осталась ему оберегом.    ______  * Александр КЕРДАН «ОБЕРЕГ». Екатеринбург: Изд-во «АсПУр», 2017. – 126 с.    (Газета «СЛОВО» от 7 июля 2017 года)  

Оцените статью
Комментарии: 1
  1. Валентина:

    https://ok.ru/video/304789197177

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Григорий Блехман. Верить случаю наивно… | АсПУр
knizhnoe leto 150x150.jpg
Тюменское книжное лето | АсПУр