Женская красота в философском и эстетическом аспектах в художественных текстах (на материале произведений Александра Кердана) | АсПУр

Женская красота в философском и эстетическом аспектах в художественных текстах (на материале произведений Александра Кердана) | АсПУр
screenshot 2016 06 18 00 01 29 1.jpg
Женская красота в философском и эстетическом аспектах в художественных текстах (на материале произведений Александра Кердана) | АсПУр Елена Прекрасная Женская красота в философском и эстетическом аспектах в художественных текстах (на материале произведений Александра Кердана) | АсПУр Арнольд Бёклин «Одиссей и Калипсо» (1883) Женская красота в философском и эстетическом аспектах в художественных текстах (на материале произведений Александра Кердана) | АсПУр Пенелопа
Screenshot_2016-06-17-23-37-47_1

Каргаполов Е. П. Женская красота в философском и эстетическом аспектах в художественных текстах (на материале произведений Александра Кердана)

Аннотация: в статье анализируются символы женской красоты в художественных текстах (на материале произведения уральского поэта Александра Кердана «Резюме»); авторы исследуют актуальные вопросы женской любви и красоты; анализируются образы Елены Прекрасной, Пенелопы и Калипсо, которые использует в своём произведении Александр Кердан.

Одной из красивейших женщин всех времён считается Елена Прекрасная. Как повлияла её красота на мировую историю, известно всем. Вокруг женской красоты всегда бушуют страсти. Однако Александр Кердан в своем творчестве обращается к ещё одному общеизвестному женскому образу — Пенелопе. По древнегреческой мифологии, Одиссей явился в Спарту в качестве претендента на руку и сердце прекрасной Елены. Претендентов в мужья Елены Прекрасной было так много, что Одиссей нашел мудрое решение и предложил всем женихам признать выбор самой красавицы и защищать её выбор. Это предложение было принято. Однако или женихов у Елены было много, или она отвергла руку Одиссея по причине того, что он ей не понравился, или он сразу приметил её двоюродную сестру Пенелопу, во всяком случае он выбирает именно Пенелопу, чья любовь становится символом верности и преданности.

Билась Троя.
Качались могучие стены…
В каждой женщине тень от прекрасной
Елены —
Пенелопу попробуй найди!

(Резюме)

Что мы знаем о Елене Прекрасной, которая так сильно будоражила сознание мужчин? Она была символом красоты, совершенства форм и линий женского тела и души. И эта женщина стала причиной битв в Трое. Согласно древнегреческой мифологии Елена Прекрасная была прекраснейшей и красивейшей из женщин, дочерью богов Зевса и Леды. Её красота сводила с ума достойнейших людей древней Греции. Тесей и Пирифой похищают Елену Прекрасную и увозят в Аттику. Через какое-то время её освобождают. Елена выбирает себе в мужья Менелая и обручается с ним. Но в спор вмешиваются три богини. За яблоко Эриды Елена была обещана Афродитой Парису и была увезена в Трою, так началась Троянская война, в которой участвовали все греческие цари и герои, потому что дали клятву защищать Елену. Только после падения Трои Елена возвращается домой в Спарту.

Елена вызывала восхищение у своих современников. Предания о её красоте дошли и до сегодняшнего дня. Образ Елены всегда был притягателен для художников разных жанров, ей были посвящены полотна Д. Тьеполо, Я. Тинторетто, И.Г. Тишбейн-старшего, Х. фон Маре и других. О Елене писали поэты К. Виланд, И.В. Гёте, О. Уайльд и другие. Она стала предметом музыки К. Глюка, Ж. Оффенбаха, Р. Штрауса и других известных композиторов.

Однако Елена не единственный образец женской красоты в истории человечества. Не менее сильна символика красоты эфиопской царицы Савской, египетской царицы Клеопатры, грузинской царицы Тамары, императрицы Елизаветы I и других красавиц на троне. В их образах соединяется красота, любовь и власть. Сама красота становится властью. А это огромная сила. Эти женские образы несут в себе сильнейшую энергетику, ибо сама красота и является сгустком энергии. Но не всегда красота, любовь и нравственность идут рядом – это тоже заложено в символике и Елены Прекрасной, и царицы Савской, и Клеопатры, и Тамары, и Елизаветы I и других, может быть, не менее прекрасных, но менее известных.

Александр Кердан считает, что и в наше время любовь – это не одно лишь терпение. Любовь – всегда высокое, неземное чувство… Однако особый интерес у поэта Кердана вызывают такие образцы женской красоты, как Пенелопа, они соответствуют его представлениям о любви. А рядом с образом Пенелопы возникает загадочный, таинственный образ Калипсо. Вернее, рядом не с Пенелопой, а рядом с Одиссеем. Лирический герой его стихотворения «Резюме» обращается к образу Одиссея неслучайно. Он, как и каждый мужчина, ищет свой идеал женской красоты и любви. В чём же он заключается?

В древнегреческой мифологии подвиги Одиссея описываются примерно так. После похищения Елены Прекрасной Одиссей, как и все, давшие клятву, должен был защищать красавицу, а это значит — принять участие в войне против Трои.

После завоевания Трои, во время десятилетнего возвращения домой, Одиссей пережил множество приключений. Уже почти достигнув Итаки, неразумные спутники Одиссея развязали мешок с ветрами, который Одиссей получил от бога ветров Эола, и корабли вновь понеслись в море. После этого он уберёг спутников от помрачающего разум пения сирен и провёл корабль через пролив, охраняемый Сциллой и Харибдой. Спутники Одиссея, несмотря на предостережения Тиресия, закололи солнечных быков Гелиоса на острове Тринакрия, и поэтому корабль затонул, лишь один Одиссей спасся на острове Огигия, где пробыл семь лет у нимфы Калипсо. Мифология рассматривает пребывание Одиссея у Калипсо как приятное приключение. Одиссей, вначале стремившийся к своей семье, по прошествии семи лет смирился, уже не хотел покидать Калипсо. Вновь отправиться в путь его заставили боги.

Калипсо — неоднозначный образ женской любви и красоты. Она встаёт между Одиссеем и Пенелопой, мужем и женой. Она пытается завоевать мужчину, пытается его удержать, одурманить, заворожить. Это антипод Пенелопы — верной жены, хранительницы семейного очага, строгой и неприступной. Калипсо, по древнегреческой мифологии, – это та, которая скрывает. Она была дочерью титана Атланта и океаниды Плейоны (по другой мифологии — дочь Гелиоса и Персеиды), владельца острова Огигия. Калипсо приняла у себя Одиссея, потерпевшего кораблекрушение и продержала семь лет, обещала сделать Одиссея счастливым, но он продолжал тосковать по дому, по Пенелопе.

И всё-таки Калипсо от Одиссея родила четырёх сыновей: Латина, Навсифоя, Навсиноя и Авсона. Самое интересное, что Одиссей покинул Калипсо не по своему желанию, а в результате вмешательства богов. Именно по приказу Зевса, переданного через Гермеса, Калипсо вынуждена была отпустить Одиссея на родину.

А вот Пенелопа… В образе Пенелопы скрывается совершенно другая философия женской красоты. Именно это привлекает Одиссея, поэтому он так стремится к ней. Хотя внешне она не была такой красивой, как её двоюродная сестра Елена. История её любви так описывается в произведении А. Кердана:

Что такое любовь?
Не отыщешь ответа.
Миллионы пытались ответить на этот
Надоевший вопрос…
Превращались в песок монолитные скалы,
Но Калипсо любовника не отпускала
До осыпанных пеплом волос.
А жена всё ждала, хоть сама поседела,
Хоть друзья и враги поделили пределы —
До последней безрогой козы…
Да и ту закололи однажды, чтобы кровью
(Может, жертва зовётся той самой любовью?)
Перед храмом наполнить тазы.

(Резюме)

Почему Одиссей выбрал себе в жены именно Пенелопу? Существуют разные мифы относительно причин выбора Одиссеем Пенелопы. По одному мифу Одиссей получил Пенелопу в жёны в качестве награды за победу, которую одержал в состязаниях в беге. По другому мифу отец Елены Тиндарей убедил Икария выдать Пенелопу за Одиссея в благодарность за оказанную помощь.

В «Одиссее» Гомера Пенелопа – верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа с войны. Это возвращение было долгим и томительным. Мало кто верил, что Одиссей вернётся, да и не думали, что он вообще живой. Но Пенелопа верила, что её муж – Одиссей – жив, что он обязательно вернётся. Многочисленные «воздыхатели» хотели добиться внимания Пенелопы. Пенелопа, как верная жена, искала повод, чтобы отказать женихам. Для этого она ткала погребальный саван для свёкра Лаэрта. Работала днём, а ночью распускала готовую ткань. Так Пенелопа обманывала женихов в течение трёх лет. Затем она длительное время отказывалась делать выбор, несмотря на то, что жирующие женихи день за днём истребляли её состояние. В конце концов Пенелопа, по внушению богини Афины, обещает выйти замуж за того, кто победит в состязании из лука Одиссея. В это время и возвращается сам Одиссей. Никем не узнанный, он наблюдает за всем происходящим в доме. Пенелопа проникается симпатией к незнакомцу, похожему на Одиссея. С помощью своего лука он убивает всех женихов. Пенелопа признает в Одиссее своего мужа после того, как убеждается, что он владеет тайной, которая известна только им двоим.

Вот как об этом пишет Кердан.

Муж вернулся.
Воздал он им всем по заслугам.
Женихов разогнал и утешил подругу,
Что осталась, как символ, верна…
Но любовь –
разве это одно лишь терпенье
(И оливы всю зиму в преддверье цветенья
Ждут, когда же наступит весна)?
Ах, любовь! Это что-то совсем неземное!
Почему же, земная, живешь ты со мною,
На моей засыпая груди?..

(Резюме)

Пенелопа – это глубокий образ, он несет сложную символику. В поэзии Кердана Пенелопа, в соответствии с общепринятыми представлениями, является символом верности и любви. Тема божественной природы любви поднимается и в творчестве Александра Кердана. Хотя «интонация» его стихотворений — очень мужская, иногда даже жёсткая – далека от мелодичности и возвышенности классических памфлетов о любви.

В стихотворении «Резюме» Александр Кердан представляет любовь как «что-то совсем неземное», что помогает влюблённым встретиться; другими словами, он убеждён, что в любви людей участвуют боги. Этим только и можно объяснить, …«Почему же, земная, живёшь ты со мною?..».

Елена Прекрасная, Пенелопа, Калипсо – это всё символы женской красоты, любви, но у каждого своё значение, свой смысл, своя философия. Одна из исследовательниц творчества Кердана Н.А. Ягодинцева считает, что среди бесчисленных тайн любви главная — её постоянство. «Каждый приходит в мир с золотым запасом любви. Запас этот можно растранжирить, спрятать (тоже форма утраты) или умножить – однако в любом случае любовь неизменна, изменяемся мы — она сияет. В страхе, цинизме, «житейском опыте», и, обжигаясь, торопливо чиркаешь спичками чувств, чтобы стало светлее хоть на мгновенье, чтобы увидеть себя настоящим, живущим… » Случается, накатывает страх, / Охватывает вдруг оцепененье, / Как будто собственное отраженье / Ты не находишь больше в зеркалах…». Но она всегда рядом: «Ощущенье счастья / похоже на мёд, / до того, как собой он становится в улье…»».

Елена Прекрасная, Калипсо, Пенелопа — это символы разных граней женской любви, красоты, верности. В этих вечных образцах женской красоты Кердан ищет ответ на вопрос: — Почему же, земная, живешь ты со мною..? У читателя возникает свой вопрос: земная женщина, достойная великой любви, по мнению поэта, должна походить на Елену, Калипсо или Пенелопу? Елена ассоциируется в первую очередь с красотой внешней, физической, с роковой страстью, безудержной и неистовой. Калипсо — это образ разлучницы, соблазнительницы, роскошной и притягательной, но греховной и непостоянной. Поэт считает, что каждый мужчина ищет свою Пенелопу, пытается разглядеть её, почувствовать, услышать сердцем! Значит, в жизни мужчины может быть много елен прекрасных, много калипсо, но пенелопа должна быть только одна…. Ведь именно Пенелопа ассоциируется с семьёй, домом, детьми, верностью, надёжностью, ответственностью. И её обязательно нужно найти, встретить, в этом, возможно, и состоит мужское предназначение

Каргаполов Е. П., д.п.н.,
профессор Ханты-Мансийской государственной медицинской академии
Каргаполова Л. А., к.филол.н.,
доцент Югорского государственного университета

Список литературы:

1.Болонь, Ж.-К. О женской стыдливости. Женщины скрытые. раскрытие, распознанные / Ж.-К. Болонь. — М.: Текст, 2014. — 445 с.
2.Евдокимов, П. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины / П. Евдокимов. — Минск: Лучи Софии, 2009. — 272 с.
3.Каргаполов, Е.П. Смыслы и символы любви (философский и психологический анализ творчества АБ. Кердана. — Ижевск, 2005. — 352 с.
4.Фромм, Э. Искусство любить / Э Фромм. -М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. — 223 с.
5.Эвла, Ю. Метафизика пола. Испр. 2-е изд. / Ю. Эвола. — М.: Беловодье, 2013. — 400 с.

Скачать монографию Е.П.Каргаполова Философская концепция любви Р.И.Рождественского

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Женская красота в философском и эстетическом аспектах в художественных текстах (на материале произведений Александра Кердана) | АсПУр
Лола Звонарёва. Маленький читатель | АсПУр