Литературное пространство Екатеринбурга как ресурс продвижения территории | АсПУр
Елена Крюкова. Душа живая. О книге Нины Ягодинцевой «Человек человеку»
23.04.2018
Названы новые лауреаты военно-патриотической премии
27.04.2018
Все статьи

Литературное пространство Екатеринбурга как ресурс продвижения территории

Литературное пространство Екатеринбурга как ресурс продвижения территории


Блиц-интервью с координатором Ассоциации писателей Урала, доктором культурологии Александром Керданом
 
Что в литературной сфере свойственно только нашему городу и является его «визитной карточкой»?

– Екатеринбург – один из признанных литературных центров России. Уникален тем, что: 
1) именно здесь создана Ассоциация писателей Урала, объединяющая 24 региональные писательские организации Поволжья, Урала и Сибири, относящиеся к разным творческим Союзам (аналогов в России нет). Подробнее об Ассоциации и её двадцатилетней деятельности можно прочитать по ссылке: http://aspuris.ru;
2) В городе уникальный Литературный квартал, созданный Л.А.Худяковой (8 или 9 литературных музеев), не имеющий аналогов в России;
3) Серьёзное литературное образование (филфаки в УрФУ и Педуниверситете, литинститут при театральном институте) и научная деятельность, известная глубокими исследованиями в области лингвистики и языкознания.
4) Екатеринбург – инициатор многих литературных событий, которые стали примером для других регионов: поэтические марафоны, акция «Бессмертный полк русской литературы», фестиваль «“Толстяки” на Урале», фестиваль «Аэлита», международные совещания молодых писателей, премии Крапивина и поэта-фронтовика В.Станцева, Литературная премия УрФО (в России подобная премия есть только в ЦФО!) и т.д.

 Каким образом, на Ваш взгляд, явления, события, ключевые имена в литературном пространстве города влияют на его имидж?

Самим фактом существования в этом пространстве – географическом, социальном, литературном… Отношением к этим именам, событиям, явлениям со стороны всероссийского, городского и регионального сообщества (власть, СМИ, творческие и другие общественные организации, учебные заведения и учреждения культуры, издательства, толстые литературные журналы, и т.д.). То есть, у медали всегда две стороны: не будет самих событий – не о чем говорить, не будет отношения перечисленных структур к имеющемуся событию – оно останется незаметным. У нас так зачастую и бывает: высоко позиционируются незначительные события и имена и замалчиваются подлинно значимые… Это положение надо исправлять!

Какие учреждения, объединения, организации и люди, на Ваш взгляд, сейчас задают тон в литературном пространстве города? Они формируют единое городское сообщество или разобщены?

Участников (субъектов) литературного процесса я назвал, отвечая на предыдущий вопрос. Все они в той или иной степени влияют на литературное пространство. Из наиболее важных выделил бы: писательское сообщество (Ассоциация писателей Урала, писательские организации, литературные объединения и клубы); другие творческие сообщества, с которыми писатели сотрудничают (Союз театральных деятелей и Союз композиторов, Союз кинематографистов и т.д.); учреждения культуры (музеи, библиотеки, клубы); СМИ и интернет-сайты, журнал «Урал» и другие литературные издания, издательства «АсПУр», «Сократ» и др. 

Какие литературные места в городе необходимо совершенствовать, развивать, каким образом? Нуждаемся ли мы в появлении новых литературных достопримечательностей, связанных, например, с Б.Рыжим или уральской рок-поэзией, или другими явлениями?

– музей писателей Урала, особенно музей литературы ХХ и ХХI века;
– глубокое научное исследование литературного процесса на Урале (помимо упомянутого Вами Рыжего здесь жили и живут другие литераторы с общероссийскими именами, я не говорю уже об опыте сшивания разорванного литпространства, накопленного АсПУр). К сожалению, филфак УрФу ориентирован только на освещение либерального крыла уральской литературы при полном игнорировании патриотического. Поэтому сложился перекос в оценке литературных явлений в нашем регионе. Это отмечают все сторонние наблюдатели.
– Дом писателя нуждается в поддержке властей и позиционировании в качестве центра культуры. 

Как Вы оцените местную программу культурных событий? Каких мероприятий в литературной сфере не хватает нашему городу?

– катастрофически не хватает финансирования книгоиздания. Вот уже лет пять на издание книг в области не выделяется ни копейки! Соответственно, библиотеки города и региона не получают книги, которые пишут уральские писатели. Малые средства, выделяемые им для пополнения фондов, как правило, тратятся на приобретение московских изданий по централизованной разнарядке;
– до сих пор не согласован региональный компонент в школьных программах. Уральские школьники не знают уральских писателей – за редким исключением школ и гимназий, которые дружат с каким-то отдельным писателем. Так, например, я лично больше 20 лет курирую 35 гимназию города… 
– нужно непременно сделать Екатеринбург местом проведения международных книжных выставок; 
– реанимировать Средне-Уральское издательство, как государственное… И вернуться к госзаказу, особенно в области литературы для детей и юношества, патриотической литературы и переиздания отечественной классики;
– ещё одним важным направлением этой работы стало бы возрождение Свердловской киностудии и ориентирование её на экранизацию произведений местных авторов. Достойные произведения, на мой взгляд, есть, например, замечательная трилогия Арсена Титова «Тень Бехистунга»

В чём, на Ваш взгляд, заключаются основные проблемы, мешающие литературному пространству города в полной мере стать ресурсом его продвижения, может быть, даже привлечения туристов в Екатеринбург?

Главная проблема – отсутствие согласованности в деятельности всех субъектов литпроцесса, и в первую очередь властных структур и творческих НКО. Необходимо целевое финансирование значимых проектов, формирование благоприятной среды для развития литературного творчества.

Что можно сделать в этом направлении:  
– соединить совместным проектом культуру, образование, писательское сообщество (таким стала, скажем, книжная серия «Библиотека семейного чтения» у нас в области); 
– возродить практику выступления писателей в вузах и школах, воинских частях и трудовых коллективах;
– активнее позиционировать достижения местных авторов за пределами региона. За последнюю четверть века ни в одну официальную делегацию области и города не включен ни один писатель.  Ни один писатель Урала за тот же период не получил Госпремию РФ (Крапивин стал лауреатом Президентской, а это рангом ниже…) и премию Правительства РФ в области культуры (Сенчин получил, ещё живя в Москве…), а власти региона не предприняли никаких шагов для устранения этого положения…
– вернуть престиж профессии «писатель», начиная с внесения её в перечень трудовых профессий в РФ, заканчивая представительством лучших литераторов в общественных палатах города и области, в депутатском корпусе, специальных ТВ передачах и т.д.

 

Беседовала Анастасия РУСИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *