Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр

Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр
литературные курсы
литературные курсы

Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр
Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр

Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр
Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр

Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр

Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр

Литературные курсы: желаемое и возможное

 Литературное творчество по-прежнему остаётся необычайно популярным и притягательным занятием. А литературная учёба, которую многие считают едва ли не бесполезной, – прекрасный инструмент самопознания и самосовершенствования, но только в том случае, если в центре внимания оказывается сам человек, а не его абсолютно естественное, но иногда чрезмерное желание быть непременно услышанным в литературе.  Восьмой выпуск Литературных курсов Челябинского государственного института культуры состоялся в юбилейный для ЧГИК год, год пятидесятилетия. Конечно, ни одна литературная группа не бывает похожа на другую, но выпуск-2018 действительно оказался особенным.  Во-первых, на курсы было принято 30 человек при обычном количестве 12-15 авторов. И радостно сознавать, что все авторы дошли до финиша, получили дипломы. Для каждого из них выход за пределы личного творческого пространства оказался довольно сложным. Так бывает всегда, но особенно болезненно этот момент переживают начинающие – а таких в этом году на курсах оказалось большинство.  Зачем же они пришли? Как ни странно прозвучит, привело их в первую очередь чувство ответственности – за желание и способность писать. Подавляющее большинство понимает: это не дар, а поручение. И что с ним делать? – растерянно спрашивает себя человек, в котором проснулась тяга к слову. Здесь-то и возникает развилка, которую сегодня я бы назвала роковой: с одной стороны, безоглядное поощрение литературной самодеятельности или продажа таким авторам «коммерчески успешных» рецептов создания литературных произведений уводит из литературного мира огромное количество интересных личностей, ярких индивидуальностей, а иногда и вправду потенциальных «звёздочек».   Но есть и другой, более трудный путь: осмысливать самого себя, используя слово как инструмент самопознания и познания мира. Это сложно, психологически непросто, но единственно продуктивно и для самого автора, и для всего мира литературы. Потому что в результате такой работы человек находит своё место в литературной Ойкумене: становится талантливым читателем, пропагандистом, организатором литературных событий, руководителем литературного сообщества… Всего этого нам сегодня очень недостаёт. Вполне возможно, обладая необходимыми знаниями, стать летописцем собственной судьбы, судьбы своего рода, своего края – краеведом. Это ведь тоже драгоценная работа, которая сегодня делается по велению сердца и практически не поддерживается информационно и материально.  Есть и третье, совсем редкое: несколько лет подряд на курсы приходят (иногда в середине учебного года, но мы всё равно принимаем) люди с тяжёлыми диагнозами – инсульт, инфаркт мозга… Очень часто именно в этот трагический момент жизни и открывается, как спасительный родник, желание и способность писать стихи или прозу. И погружение в плотный поток учебных занятий, постоянная необходимость быть в форме, осознавать и творить очень быстро даёт мощный оздоровительный эффект.  Имеет ли всё это прямое отношение к собственно литературе? Да, имеет. Потому что литература служит человеку всеми доступными способами. А уж если в результате появляются достойные литературные произведения – тут вообще вопросов не возникает.   В этом году в учебном процессе приходилось соединять «начальную школу» с «высшей математикой» литературы. И группа блестяще решила проблему: обсуждение азов курсанты проводили в интерактивной форме в интернете, помогая друг другу, критикуя и ободряя, а во время очных занятий с педагогом обсуждались наиболее сложные темы. Так что этот курс можно считать за три по интенсивности, информационной плотности и результатам.  Ещё одна проблема, которую удалось решить в этом году, – проблема отдалённых аудиторий. С инициативой организовать онлайн-курсы выступила библиотекарь крохотного посёлка Новая Пристань под городом Сатка Ольга Сахаутдинова. Её очень волнует сохранение исторической памяти, «культурной матрицы» родного края, и вся огромная работа маленькой библиотеки на берегу реки Ай направлена на сохранение и развитие творческих сил края. Сюда с удовольствием приезжают талантливые люди из Межевого, Сатки и даже весьма отдалённого Челябинска.   Посёлок, откуда два с половиной века назад уходили в Центральную Россию барки с уральским металлом, сегодня стал уже почти полностью дачным. Но очаг культуры обогревает это пространство, не даёт рассеяться памяти этой удивительной земли.  Самой библиотеке уже 72 года а в год 240-летия Новой Пристани здесь получили дипломы Литературных курсов 8 поэтов и прозаиков в возрасте от 17 до 70 лет.     Событие это, конечно, уникально, особенно в свете современных приёмов «оптимизации» культуры и образования. Оно показывает, насколько условны, а порой и трагически неверны для культуры оценки территориальной удалённости от центров. При желании и современных технических возможностях преград для учёбы и творчества просто не существует.  Оказалось, что семинары и лекции, проводимые по скайпу, не менее продуктивны, чем личное общение, и доказательством тому стало участие в нашей работе поэтессы из Салехарда Олеси Варкентин. Защита её творческого диплома проходила дистанционно – и это тоже оказалось технически решаемой задачей.   На следующий учебный год можно расширять опробованные возможности. Есть предложения и запросы на создание отдельной онлайн-группы курсов для авторов из разных регионов. Большое подспорье в онлайн-обучении оказали учебники «Литературно-творческий практикум» и «Организация литературной работы». К новому учебному году планируется их переиздание, дополненное главами «Работа над текстом (саморедактирование)» и «Психология творчества».  Знаковым событием для курсантов 8-го выпуска стало уже традиционное участие их в Совещании молодых писателей (для авторов старше 30 лет был организован отдельный семинар в рамках Совещания, с возможностью посещения всех молодёжных обсуждений).   Произведения курсантов войдут в 4-й выпуск альманаха «Литкурс», а на защите дипломных творческих работ в 3-м номере альманаха была представлена предыдущая группа. На защите прошла презентация ещё одной новинки – специального значка Литкурсов, авторами которого стали прозаик Алексей Куренёв и дизайнер Даниил Андрощук. И, наконец, ещё одна уникальная черта 8-го выпуска Литературных курсов ЧГИК – хорошая проза. Каждый раз это бывает непредсказуемо – то соберётся крепкая поэтическая группа, то сойдутся «на огонёк» Литкурсов пишущие для детей… В этом году главенствовала проза. Очень разная – от исторических сюжетов и легенд до лирических зарисовок и мемуарных очерков. Лучшие работы курсантов мы вам сегодня представляем.     

Нина Ягодинцева, профессор ЧГИК, руководитель Литературных курсов

  

Алексей Куренёв

Щепка Рассказ

Капель наполнила утро звенящей музыкой. Остатки сугробов стремительно таяли, ручьи уносили вдоль бордюров щепки и зимний мусор. Вездесущий ветер кружил подсохшие лоскутки каких-то бумажек и прошлогодней листвы. Сквозь утренний туман ярко светило солнце. Далее...

Анатолий Михайленко

Родные мои Рассказ

Поздним майским вечером 1921 года на кубанском хуторе Чехрак возле хаты казака Семёна Колесниченко под развесистой яблоней сидели двое – сам хозяин Семён и его сват Григорий Васильков, урядник из станицы Исправной. Говорили о наболевшем. Далее...

Анна Завадская

Деушка-семиделушка Очерк из цикла «Поездки в детство»

Стучат, постукивают колёса вагона. Я лежу на верхней полке и смотрю, как проносятся за окном картинки. Сверху мне всё видно лучше. Вон корова с телёнком на полянке пасутся. А вон мальчишка на велосипеде крутит педали. Видно, что торопится, наверно, наш поезд догнать хочет. Всё, отстал, зато домики показались. На бабушкин похожи. Не успела рассмотреть. А теперь – деревья. Большие. Высокие. Как их много! Дремучий лес! Как близко, совсем рядом. Мелькают так быстро-быстро! Глаза устали… Далее...

Вера Скорнякова

Встреча Рассказ

Нина Сергеевна включила свет в коридоре и подошла к зеркалу. Оттуда на неё смотрела немолодая сероглазая женщина в домашнем халате, плотно облегавшем располневшую фигуру. Нина Сергеевна улыбнулась своему отражению и сказала негромко: – Ну что? С новосельем? Далее...

Виктор Чигинцев

Зелёные жнецы Рассказ

Всю ночь не спал шахтёрский поселок, вслушиваясь в сирены горноспасательных машин. В сторону террикона поспешали бабы, встревоженные недоброй вестью. За подолы иных, стараясь не отстать за мамками, держалась ребятня. Когда в дверцы землянки застучала подруга, сорвалась с койки и убежала на шахту мама. Через какое-то время стук, но уже в окно, повторился, и тогда, оставив лежанку, засеменил к подъёмному стволу дед. Далее...

Владимир Гинтер

От понятия к пониманию Афоризмы

***

У него есть и чувство долга, и дисциплина, и определённые обязательства, в отличие от многих. Вроде по отдельности составляющие незначительны. Но какую поразительную разницу они определяют между ним и многими! Далее...

Елена Халдина

А вы робят моих не видали? Из цикла рассказов «Деревенские посиделки»

Посвящается Устинье Ивановне Яниной

В огороде с утра пораньше бабушка Устинья окучивала картошку. Устала сильно. Спину пересекло, кое-как выпрямилась, держась за тяпку. Солнце припекало. Глазами она посчитала окученные ряды картошки, посетовав вслух: «Батюшки мои, всего-то навсего восемь рядков окучила, а прово́шкалась столь время! Года своё берут… Пожалуй сяду в тенёк под черёмуху, передохну тро́шки, мы́слимо ли – девятый десяток разменяла, ладно хоть ещё так шевéлюсь… Далее...

Елизавета Свечникова

Конь-солнце

Уже позднее утро. Солнце начало наконец припекать по-июньски. Воздух тяжёл и наполнен запахом сена и свежей травы. Он уже успел накалиться так, что дышать тяжело. Старые горы, покрытые ковром смешанного леса, защищают все вокруг. В лучах солнца они будто сияют, отливая изумрудом. Далее...

Наталья Рахматуллаева

Из дневника кондуктора Улыбнись, кондуктор!

Раннее утро. Троллейбус лениво едет в сторону парка культуры и отдыха имени Гагарина. На сонном проспекте Ленина ещё горят фонари. На остановках пусто. Пассажиров нет. А чему удивляться? Воскресенье – выходной день (жаль, не у меня!). Далее...

Тамара Аболишина

Подарок Пугачёву

31 мая 1774 года, после полудня, на заводской площади народ собрался – яблоку негде упасть. Толпа возбуждённо гудела. Сатка ждала приезда «императора Петра Фёдоровича Третьего». Наконец, ударил колокол! И сразу всё смешалось: стреляли из пушек, ружей, визжала толпа… Далее...

Татьяна Оленева

И вот пришла я Три сказки Сказка первая

Одна девочка плакала долго-долго. Её слёзки промочили сто носовых платочков, собственное платьице, бабушкину праздничную скатерть и все занавески. Сидит вот такая, плачет: слезки фонтанчиком, сама мокрая, вокруг неё мокрые родственники на табуретках, ноги поджимают, потому что воды на полу уже по щиколотку, и уже не утешают девочку, а то она от этого ещё сильнее плачет. Далее...
Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Литературные курсы: желаемое и возможное | АсПУр
116 1.jpg
По инициативе писателя | АсПУр