Каменская поэтическая «домница». ЛИТО г. Каменск-Уральский | АсПУр

Каменская поэтическая «домница». ЛИТО г. Каменск-Уральский | АсПУр
Каменская поэтическая «домница». ЛИТО г. Каменск-Уральский | АсПУр
Каменская поэтическая «домница». ЛИТО г. Каменск-Уральский | АсПУр

Каменская поэтическая «домница». ЛИТО г. Каменск-Уральский | АсПУр

Каменская поэтическая «домница». ЛИТО г. Каменск-Уральский | АсПУр

Каменская поэтическая «домница». Литературное объединение Каменска-Уральского

Три с лишним века назад на речке Каменке, там, где сейчас стоит Каменск-Уральский, были найдены богатые залежи железной руды, а изобилие сосняка по берегам дало возможность монахам Далматовского монастыря заложить здесь первую домницу. С нее-то и «пошло» становиться на ноги металлургическое производство на Урале и в Сибири. Все эти триста с лишним лет Каменск рос и развивался как город металлургов, имя которого прочно связано с оборонной промышленностью страны.

Но в середине прошлого столетия случилось еще одно событие, благодаря которому в Каменске открылась другая «аномалия». Уже не железорудная, а поэтическая: Каменск-Уральский стали отмечать как место, где оказалась необычайно высокая концентрация поэтов и писателей, причем, по мнению критиков, весьма качественного «сплава». А создавался этот «сплав» в каменской поэтической «домнице» — городском литературном объединении, чья история насчитывает уже почти восемь десятков лет.

Литературное объединение Каменска-Уральского, если не самое старое в Свердловской области, то уж совершенно точно – одно из самых старых. Оно было создано при городской газете «Каменский рабочий» осенью 1947 года большими любителями поэзии — тогдашним заместителем редактора газеты Давидом Лившицем (впоследствии – известным на Урале поэтом, сотрудником журнала «Урал») и каменским школьным учителем Александром Александровичем Кузовниковым. Отвечал за организационные вопросы литсотрудник «Каменского рабочего» Василий Гурьевич Шендриков, Уровень тех первых занятий в красном уголке редакции, размещавшейся в одном из темных, низеньких зданий старого Каменска, сейчас, наверное, оценили бы как «художественную самодеятельность», но именно с них начался творческий рост уральского поэта Николая Яковлевича Мережникова, человека разностороннего, мягкого, удивительно деликатного и тактичного, а главное – замечательного воспитателя молодежи.

ПЕРВАЯ «ПЛАВКА»
Мережников Николай Яковлевич. (1929-2010). Член Союза российских писателей, лауреат премии имени П.П. Бажова (2004), автор 17 поэтических сборников (для детей и взрослых), вышедших в издательствах Москвы и Урала. Родился 15 декабря в селе Мосино Пермской области. Окончил Красноуфимское педучилище, а затем — факультет журналистики Уральского госуниверситета им. А.М. Горького. Преподавал в школах Каменска-Уральского. Перебравшись в Свердловск, более сорока лет отдал журналу «Урал», где работал сначала литсотрудником, а затем — зав. отделом поэзии (1968-2010). Стихи Мережникова печатались в журналах «Юность», «Огонек», «Октябрь», «Нева», «Звезда», «Урал», «Уральский следопыт», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок».

25 лет Н.Я. Мережников возглавлял литературное объединение Каменска-Уральского. С утверждения Николая Яковлевича руководителем Каменск-Уральского литературного объединения (а тогда это было именно «утверждение» — причем, согласование происходило не только на уровне редакции, но и на уровне горкома партии, и даже – КГБ, негласно, разумеется), занятия все больше стали выходить за рамки обычных любительских разговоров о поэзии, постепенно переходя на новый для Каменска уровень профессиональной литературной учебы.

Как выяснилось после поступления первых литобъединенцев в московский Литературный институт им. А.М. Горького, этот уровень соответствовал институтскому. К занятиям готовился не только руководитель. Предлагаемую для обсуждения рукопись все должны были прочитать еще дома. При этом не просто запрещались, а подвергались «денежному штрафу» слова «нравится» или «не нравится». (Штраф – 20 копеек. Из этих копеек сначала — за одно, а потом уже — за несколько занятий «складывалась» бутылка «Рислинга» — один рубль 60 копеек, которая во время ставших традиционными вылазок «на природу» выпивалась всем коллективом где-нибудь под осенней березой, под чтение своих и чужих стихов). Не принято было ни незаслуженно расхваливать, «ни затаптывать» коллегу. Руководитель требовал профессионального подхода к разбору: чем данные строки действительно хороши или почему они плохи. Дабы поднять уровень обучения, горкомом партии было принято специальное постановление, по которому книготорг снабжал членов литобъединения дефицитными тогда поэтическими сборниками и столь же дефицитными словарями. (Н.Я. Мережников советовал выверять правильность использования слов по словарям). А еще — как можно больше читать, бывать на природе, на различных выставках, концертах: «Вы даже не представляете себе, как эти впечатления могут вам когда-нибудь пригодиться!» А еще учил так глубоко знать и чувствовать российскую и советскую поэзию, чтобы по особенностям стиля, буквально по нескольким строкам из стихотворения литобъединенцы умели угадывать автора. И в том, что «Каменская поэтическая школа», по оценке известного литературного критика Леонида Быкова, со временем стала одной из ведущих школ Большого Урала, первая и огромная заслуга Н.Я. Мережникова.

Уже переехав в Свердловск и работая в журнале «Урал», Николай Яковлевич, вплоть до 1978 года, оставался руководителем каменского ЛитО (два раза в месяц ездил из Свердловска в Каменск на электричке).

Однако и все последующие годы, по словам его ученика и преемника Юрия Каплунова, «учитель парил над каменскими авторами» в качестве негласного куратора городского литературного процесса. Благодаря Мережникову состоялись многие публикации каменских авторов в различных уральских и всесоюзных изданиях. Как руководитель отдела поэзии журнала «Урал» Мережников поддержал и организованный в Каменске-Уральском в начале 90-х годов Рождественский поэтический конкурс и до последнего дня являлся членом жюри конкурса. Учениками Николая Мережникова считают себя члены Союза писателей СССР Николай Голден и Владимир Потоцкий, члены Союза писателей России Юрий Каплунов, Нина Буйносова, Евгения Кузеванова, а также Алексей Ярушников, Алексей Сиголаев, Юрий Томилов и другие.

ВТОРАЯ «ПЛАВКА»
Сразу нацеливать своих первых воспитанников на «большую литературу» возможно, было со стороны Мережникова и самонадеянно. Однако двинули (и сходу поступили!) в Литературный институт Эдуард Образцов, Николай Голден, Алексей Сиголаев и (помимо литобъединения – Виталий Кодолов). Алексей Ярушников и Владимир Потоцкий поступили на сценарный факультет ВГИКа (а конкурс туда по престижности был не меньший, чем в Литинститут).

Потоцкий Владимир Иванович. (1944). Член Союза писателей России, известный киносценарист, прозаик, поэт. Родился в Каменске-Уральском Свердловской области. В 60-х годах пришел в литературное объединение. «Объединение было крепкое — пятеро или шестеро из нас в дальнейшем окончили Литинститут. Четверо, и я — в том числе, стали членами Союза писателей (а ведь Каменск — городок небольшой, только на крупно-масштабные карты наносится), – пишет Потоцкий в своих воспоминаниях, опубликованных в справочнике «Писатели Калужской области» (2004). — Где-то на третьем курсе ВГИКа киностудия им. Горького уже заключила со мной договор, и началась моя «киношная жизнь». В 1970 году Потоцкий окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. Три года работал в Свердловске редактором на местной телестудии. В 1977 году переехал с семьей в г. Малоярославец Калужской области, а потом — в Калугу. Владимир Иванович — автор известной детской песни «Ты да я, да мы с тобой» из кинофильма «Тихие троечники». Написал несколько книг. По сценариям Потоцкого созданы фильмы: «Клад» — режиссера Ольгерда Воронцова (Свердловская киностудия. 1975 г.), «Потрясающий Берендеев» — режиссера Игоря Вознесенского (киностудия им. Горького. 1975 г.), «Тихие троечники» — режиссера Вячеслава Никифорова (киностудия «Беларусьфильм». 1980 г.)

Голден Николай Франкович. (1939). Член Союза писателей СССР (он до сих пор именует себя именно так!). Родился 5 мая в г. Орске Оренбургской области в семье служащих. Отец, американский коммунист, приехавший помогать строить новую страну, погиб на Орловско-Курской дуге. Мать умерла вскоре. Рос с тетей. Мальчишкой уехал на Дальний Восток поступать в военно-морское училище. Не сумел. Работал на пароходе. Служил на флоте. После армии приехал в Каменск. Работал электролизником на Уральском алюминиевом заводе. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1962). Печатался в журналах «Урал», «Уральский следопыт». В популярном журнале «Смена», выходившем миллионными тиражами, рассказ Голдена «Причастие» был опубликован рядом с произведениями таких известнейших русских и зарубежных писателей, как Виктор Астафьев, Леонид Жуховицкий, Эжен Веверис. Голден — основатель и многолетний директор музея Уральского алюминиевого завода, автор книг, написанных на основе истории УАЗа: «Вертушка», «Стержни», «Творцы крылатого металла», «Уазовские перекуры», «УАЗ – фронту».

Сиголаев Алексей Васильевич. (1934-1996). Родился в селе Левенское Одоевского района Тульской области в семье крестьянина. В войну, потеряв под бомбежками мать, добрался на Урал. Окончил ремесленное училище, индустриально-педагогический техникум, Литературный институт им. Горького (1972). Работал мастером производственного обучения в ПТУ, редактором радиовещания в ПО «Октябрь». Стихи публиковались в журналах «Урал», «Уральский следопыт», в коллективных сборниках, вышедших в Москве и на Урале. Автор сборника стихов для детей «Лучик» (1965) и «Пласты тишины» (1991).

Ярушников Алексей. По сценарию Алексея Ярушникова, написанного совместно с Георгием Реутовым и Владимиром Вафиным, в 1991 году снят фильм «Маэстро с кисточкой» (режиссер Г. Реутов). Фильм завоевал приз зрительских симпатий на Первом Международном фестивале «Золотой витязь» (1992), а Ассоциация кинокомпаний Италии включила фильм в список лучших российских фильмов за 1990-1992 гг. Рассказ Ярушникова «Поездка в Крым» опубликовал Твардовский в «Новом мире». Будучи еще литобъединенцем, Ярушников выпустил книжку рассказов «Саранки», что, по тем временам, было случаем из ряда вон выходящим. Он также – автор известного советского диафильма «Катин лебедь» (Госкино, студия «Диафильм», 1990). Художественный редактор В. Плевин, художник Б. Игнатьев, редактор Л. Блинкова.

Образцов Эдуард. Автор книги стихов «Небо – дом мой».

Кодолов Виталий Иванович. (1938 — ?) родился 6 мая в Каменске-Уральском Свердловской области. После армии работал в глиноземном цехе Уральского алюминиевого завода. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Членом литературного объединения формально не был, но на занятия иногда приходил. Стихи публиковались в журналах «Урал», «Волга», «Сельская молодежь». После окончания института остался в Москве. Без жилья. Без работы. Далее его след теряется. Известно только, что талантливый поэт (его стихи во времена учебы в Москве ставили вровень со стихами Рубцова) трагически погиб в Нижнем Тагиле.

ТРЕТЬЯ «ПЛАВКА»
«Каменскому рабочему» обязаны своими первыми публикациями Владимир Потоцкий, Виктор Белоусов, Нина Буйносова, Алексей Сиголаев, Владимир Андреев, Алексей Ярушников, Николай Голден, Юрий Каплунов, Юрий Томилов, — писал в своих воспоминаниях Мережников. – Думаю, что у моих товарищей по литобъединению навсегда останутся в памяти дни нашего творческого общения, и они со временем будут вспоминать их, как я вспоминаю те уроки и наставления, на которые щедры были мои старшие товарищи тех лет – А. Кузовников, Г. Казаков, Д. Лившиц».

Евгения Михайловна Кузеванова. (1932-2006). Член Союза писателей России, Почетный гражданин Каменского района. Родилась 26 марта в селе Городище Еланского (ныне – Байкаловского) района Свердловской области. С 1960 г. жила в селе Покровское Каменского района. До пенсии работала мастером-закройщиком легкого женского платья. В литобъединение к Мережникову пришла в 1970-м. Стихи публиковались в журналах и поэтических сборниках Москвы и Урала. Вышли три книги стихов: “Неровное сердцебиение» (1986), “И век кончается” (1991), “Мир мой деревенский” (2002).

В 2009 году в селе Покровское на собранные народом средства открыта мемориальная доска, на которой впервые увековечено имя каменского литератора.

Каплунов Юрий Михайлович. (1944). Член Союза писателей России, лауреат городской премии «Браво» в номинации «Литературное творчество». Родился 26 ноября в Каменске-Уральском в семье эвакуированных ленинградцев. Окончил Каменск-Уральский алюминиевый техникум, московский Литературный институт им. А.М. Горького. Работал на Каменск-Уральском металлургическом заводе (слесарь, мастер, заместитель начальника цеха), на Производственном объединении «Октябрь» (начальник бюро социологии и психологии труда, руководитель службы маркетинга и рекламы). Занимается рекламой в газете «Новый Компас». Стихи публиковались в журналах и коллективных сборниках Урала и Москвы. Автор поэтических книг «Золотое новогодье» (1977), «Послевоенная музыка» (1991), «Летосчисление» (2002).

Буйносова Нина Ивановна. (1945). Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, лауреат Всероссийской литературной премии им. П.П. Бажова, областной и Всесоюзной премий Союза журналистов СССР, городской премии «Браво» в номинации «Литературное творчество». Родилась 22 марта в деревне Брод Каменского района Свердловской области. Росла без отца в многодетной семье школьной сторожихи. Окончила техническое училище по специальности «настройщица радиоаппаратуры» (1963), факультет журналистики Уральского госуниверситета им. А.М. Горького (1976). Работала воспитательницей в детских яслях, монтажницей радиоаппаратуры в УПКБ «Деталь» и в ПО «Октябрь», в многотиражной газете «Синарский трубник» (корреспондент, редактор), в городской газете «Каменский рабочий» (ответственный секретарь, заместитель редактора), в областной газете «За власть Советов!» (теперь – «Областная газета») (собкор, ответственный секретарь). В годы перестройки создала свою газету «Содействие», которой и руководила 15 лет (1991-2006).

Стихи и проза публиковались в московских, уральских и других региональных журналах, сборниках и антологиях. Выпустила два поэтических сборника: «Трава живая» (1991) и «Последний гривенник» (2002), книгу стихов и прозы «Студеный день» (2010), две книги по истории родного города: «Горячее сердце» (2009) и «На сибирской стороне Камени» (2011), книгу воспоминаний каменцев «Война была у каждого своя» (2015)..

Юрий Васильевич Томилов. (1949-2005). Родился в селе Покровское Каменского района. Окончил алюминиевый техникум. Работал на металлургическом заводе и на железной дороге (металлург, помощник машиниста тепловоза). Занимался в литобъединении Н.Я. Мережникова. Стихи публиковались в журнале «Урал», в коллективных сборниках, в том числе – под общей «крышей», в каменском «семикнижии» в 1992 году. Уже после смерти, в 2006 году вышла книга стихов «Родня».

Владимир Петрович Андреев. (1940-2014). Родился в Каменске-Уральском. В 1946 году семья переезжает в Польшу, где отец занимался разминированием. После возвращения в Каменск занимался в литобъединении Н.Я. Мережникова. Стихи публиковались в армейской и областной газетах, в коллективных сборниках литобъединения. Вышли четыре поэтических сборника В. Андреева «Где пополам тревога и истома» (2009), «Избранное» (2010), «Листопад» (2011), «Зеркала» (2014).

Белоусов Виктор Евгеньевич. (1943-2013). Родился в Каменске-Уральском. Окончил факультет журналистики УрГУ. Работал в газетах на Сахалине и в Сибири, в редакции газеты «Пламя» (Каменский район Свердловской области). Занимался в литобъединении Н.Я. Мережникова. Автор книги стихов для детей «Помогите малышам» (1994) и книги прозы «Пора волчьего жора» (2002).

Зуев Василий Николаевич. (1955-2015). Родился 13 января в с. Травянское Каменского района Свердловской области в крестьянской семье. Окончил техническое училище (1973). Служил оператором зенитных ракетных комплексов ближнего действия. Строил Байкало-Амурскую магистраль. Первые стихи опубликовал в окружной военной газете «За Родину!». В Каменске-Уральском работал в ПО «Октябрь» (1975-1985), на заводе «Исеть» (1985-2002). Занимался в литобъединении. Стихи публиковались в областных газетах, в журнале «Урал», в коллективных сборниках литобъединения. Вышла книга стихов «Стихи» (2008).

ЧЕТВЕРТАЯ «ПЛАВКА»
В 1978 году Николай Яковлевич Мережников передал бразды правления литературным объединением Юрию Михайловичу Каплунову. Начался новый этап работы литобъединения в Каменске-Уральском. Ю.М. Каплунов также ставит высокие планки для членов литобъединения. В самое тяжелое время начала перестройки (1992 г.) при поддержке городского управления культуры, трех местных газет и АО «Содействие», Каплунов инициирует проведение Рождественского поэтического конкурса, в котором с тех пор ежегодно принимают участие до ста и более любителей поэзии. Это дало возможность литобъединению, «просеивая через сито» конкурса, отыскивать и. привлекать к учебе в литобъединении талантливую молодежь города и района. Последовавший в 1992 году (также инициированный литобъединением) выпуск каменского «семикнижия» дал новый импульс деятельности коллектива. Следом город стал выпускать небольшие стихотворные сборники по результатам Рождественских конкурсов.

За годы существования конкурс открыл немало новых поэтических имён: и таких молодых, как Михаил Корелин, Ксения Шалобаев, Андрей Шалобаев, Алексей Еньшин, Андрей Торопов, Анна Кривицкая, Полина Сметанина, Елена Токарева, и не молодых, но не менее талантливых – таких, как Иван Паздников, Михаил Минин, Валентина Липкина.

Молодежь, пришедшая в объединение в 80-90-е годы, продолжает прежние традиции литобъединения. В 1991 году окончил московский Литинститут Александр Шалобаев. Чуть поздней в этот же институт, по рекомендации жюри Рождественского конкурса поступила Татьяна Федорова – его самое первое и самое интересное открытие. Поступила туда же и Мария Елизарова. Курс «Драматургия» Николая Коляды в Екатеринбургском государственном театральном институте окончил Алексей Еньшин. Там же учится Екатерина Павлова. Филфак Уральского университета окончила Ксения Шалобаева, а журналистское отделение — Илья Ненко. Защитил кандидатскую диссертацию историк Андрей Торопов.

По итогам Рождественского конкурса управление культуры выделяет средства на премии победителям конкурса, а получившему премию «гран-при» — на издание собственного сборника.

Благодаря Ассоциации писателей Урала и Сибири, а также отделениям писателей России и Российских писателей, именно с Каменска начали новую жизнь сначала – уральские, потом – Всероссийские, а после — и международные семинары молодых поэтов и прозаиков. (За это время в Каменске прошли несколько масштабных литературных событий: Всеуральское совещание молодых писателей (2002), Всероссийское совещание молодых писателей (2007), Международные совещания молодых писателей (2011, 2015). По итогам этих совещаний Союзы писателей только за счет каменцев увеличились еще на восемь профессионально работающих авторов.

Это — не по годам мудрая и талантливая Татьяна Федорова («Ледоломка»); прячущий внутреннюю глубину Владислав Устюгов («Плацкартный вагон»); эпатажный Михаил Четыркин («Осенние люди»); неожиданная, необычная Наталия Санникова («Интермеццо»); удивительный и удивляющий всех Иван Паздников («Мимикрия», «Живу»); открытый и искренний Сергей Симонов («Линия жизни»); ищущие новые пути в поэзии Андрей Торопов («На нашей стороне») и Ксения Шалобаева («О чем плачут ангелы»).

(Вернувшийся из Афганистана, но живущий им Александр Шалобаев /«Нелады»/ в Союз был принят в годы работы в Москве).

В результате сегодня в Каменске-Уральском — этом, не самом крупном городе Урала (180 тысяч населения) живут и работают 9 членов Союза писателей (не стало Евгении Кузевановой, уехал в Португалию Михаил Четыркин и недавно перебралась в Челябинск – Наталия Санникова).

Все это и позволило впоследствии сформировать мнение о существовании в Каменске-Уральском особой литературной ситуации, отличной от общего положения дел, как в регионе, так и в целом по стране. (При этом надо иметь в виду, что каменский поэтический Ренессанс пришёлся на трудные, вдвойне сложные для культуры 90-е годы).

В 1991 году «металлургический» Каменск-Уральский, отмечавший свое 300-летие, предложил журналу «Урал» отдать для публикаций каменских авторов целый номер. «Целый номер? Не потянут?» — усомнились некоторые члены редколлегии журнала. Но когда журнал вышел в свет, самые ярые противники этой идеи удивились количеству интересных имен и профессиональному качеству стихов и прозы каменцев. Тогда-то наш город и был впервые назван в главном литературном журнале Урала «каменской поэтической аномалией».

И хотя за минувшие 19 конкурсов основные «сливки» зрелого и созревающего слоя поэтов, казалось бы, уже должны быть сняты, однако, судя по тому, сколько совсем юных участников «засветилось» в последних конкурсах в номинации «Надежда» (до 16 лет), новая «плавка», похоже, на подходе.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Каменская поэтическая «домница». ЛИТО г. Каменск-Уральский | АсПУр
festivalya 150x150.jpg
Фестиваль фантастики | АсПУр