Нищета духовно богатых писателей | АсПУр

Нищета духовно богатых писателей | АсПУр
 

Нищета духовно богатых писателей

В «Письме Гоголю», написанном аж в XIX веке, Виссарион Белинский пишет: «Вот почему звание писателя у нас так почтенно, почему у нас так легок литературный успех, даже при маленьком таланте». Не осмелюсь сказать, что ситуация сохранилась и по сей день, но она абсолютно точно деформировалась: литературный успех не столько легок, сколько никчемен. Причина проста – профессии писателя в России нет: в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) такой вид занятости не указан. Соответственно, писатели не имеют никакой зарплаты, трудовой стаж не насчитывается, не формируется будущая пенсия.

21 ноября 2013 года в Москве по инициативе администрации президента прошло первое Российское литературное собрание. Владимир Путин поддержал создание Фонда поддержки отечественной литературы, согласился, что у писателей нет адекватной пенсии, и назвал 2015-й Годом литературы в России. Уже в феврале 2016 года, по информации «Национальной службы новостей», председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков заявил, что система обязательного пенсионного страхования (ОПС) не должна распространяться на представителей свободных профессий, если они не платят взносы в Пенсионный фонд. Интересная история получилась.

Чтобы разобраться в этой ситуации, мы пообщались с известными писателями и прозаиками и уполномоченными по интересующему нас вопросу органами. Выносим их вердикты на суд людской.

«Пусть выплывают, как хотят»

Российский поэт и прозаик Александр Кердан – о том, как жилось писателям раньше и приходится выживать теперь:

«В советское время, когда литература была частью государственной идеологии, государство считало писателей людьми работающими. С момента первой публикации начинался трудовой стаж любого литератора. Членство в Союзе писателей СССР было уже официальным признанием писателя как человека работающего.

Писатель и в советское время не получал никакой зарплаты, если он не занимал штатную должность в Союзе писателей. Обычный писатель жил на гонорары, но гонорары в советское время были достойными: издав книгу, на гонорар можно было жить несколько лет. Помимо прочего, писатель мог зарабатывать, выступая перед читателями по линии общества «Знание» или через Бюро пропаганды литературы (была и такая организация при Союзе писателей). Члену творческого союза платили по 25 рублей за каждое выступление – а это в ту пору были довольно большие деньги. За общественные выступления разрешалось зарабатывать до 1500 рублей в год (то есть – больше ста рублей в месяц). Помимо всего существовал Литературный фонд Советского Союза, который мог отправить писателя в творческую командировку (за которую, естественно, полагались командировочные), были Дома творчества писателей, по статусу равные курортам. Все это свидетельствует о том, что писатель был человеком уважаемым в советском обществе и получал достойные деньги, не говоря уже о разных льготах, государственных наградах, премиях и т.д.

В новой, постсоветской реальности писатели как-то выпали из внимания государства. В 1991 году Союз писателей СССР распался на несколько писательских союзов, которые стали называться общественными организациями и, по сути дела, оказались приравненными, скажем, к обществу любителей бабочек или коллекционеров марок. Одним словом, государство сняло с себя обязанность не только регламентации деятельности писательских союзов, но и их финансирования. Когда составлялся перечень профессий, имеющихся в Российской Федерации, писатели туда почему-то не попали. А коль нет профессии, то и сам писательский труд трудом сегодня не считается. И звание «член Союза писателей» – это сегодня не аргумент для Пенсионного фонда. Поэтому писателю, чтобы элементарно выжить, приходится добывать хлеб насущный на другом поприще, а писательство становится только хобби.

Да и гонорары сейчас, надо отметить, оставляют желать лучшего у большинства издаваемых писателей (за редким исключением тех, кто входит в писательский «пул» самых раскрученных центральных издательств. Это, по какому-то стечению обстоятельств, писатели так называемой «либеральной волны»). Средний гонорар за роман (300-400 страниц), изданный в Москве, в небольшом издательстве, сегодня составляет не больше сорока тысяч рублей. На эти деньги, сами понимаете, можно скромно прожить месяц. А поэтические книги издаются, как правило, мизерным тиражом и за счет самого автора…

Взаимодействие между писателями, их творческими союзами и государством должен был определить Закон о культуре, который на протяжении последних 20 лет находится в Госдуме и никак не продвигается к принятию. Возможно, такое отношение к писателям основывается на том, что отечественная литература, по мнению некоторых государственных мужей, сегодня перестала быть властительницей дум, стала менее интересной для государства. Я с такой оценкой не могу согласиться, ибо писатель – это патриот, носитель культурных смыслов, родного языка, исторической памяти. Литература позволяет сохранить этнокультурную идентичность нашего народа, а ее творцы вполне могли бы стать партнерами государства в разработке национальной идеи и уже поэтому только являются людьми государственными. Вот почему вопрос о статусе писателей, о социальных гарантиях для людей, посвятивших себя служению отечественной литературе, важен не только для самих писателей, но и для всего нашего общества».

Неясный взгляд в будущее

Российский живописец и писатель Арсен Титов – о трудовом стаже писателя и его влиянии на пенсию: «И говорить особо нечего. До 1991 года с первой публикации у писателя начинался его трудовой стаж. При этом ни на какие производства, ни на какие учения писатель мог и не ходить – просто сидеть и творить, трудовой стаж шел независимо от того, получал он гонорар в этом году или нет. Но когда это прекратилось, низвели писателей на уровень такой – профессии как таковой нет. А по пенсиям писателей ситуация следующая: в тот месяц, когда писатель получает гонорар, если у него идут отчисления в Пенсионный фонд, – только за это время идет трудовой стаж. То есть я, например, писал роман 16 лет, гонорар получил всего два-три раза за публикации. Получается, соответственно, что мой трудовой стаж составляет те самые два-три месяца. Это сколько я должен жить, чтобы такими темпами собирать свою пенсию?

В 1991 году была поставлена задача – все советское уничтожить. Если ориентироваться на дореволюционную ситуацию, то все сходится: что тогда, что сейчас не было ни Союза писателей, ни формирования пенсии, но все же в то время само отношение к литературе, как к законодательнице духовного мира, было абсолютно иное и гонорары были настоящими. Вспомните Леонида Андреева: первый его рассказ «Баргамот и Гараська» получил такую сумму, что он поехал и приобрел себе дачу с участком земли – и жил припеваючи.

Язык и литература – как оружие для армии, как хлеб для страны. Куда мы без языка? Мы ведь сразу перестанем быть народом».

В отделении Пенсионного фонда РФ по Свердловской области поясняют: «Периоды творческой деятельности, в том числе писателей, до 1991 года подтверждаются справками Союза писателей СССР, Союза писателей Российской Федерации, Международного сообщества писателей. Периоды творческой деятельности писателей после 1991 года учитываются в стаже на основании справок организаций, выплативших указанным лицам вознаграждение (гонорар) за созданное ими произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения (гонорара) обязательных платежей.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные организацией в бюджет ПФР, по данным отчетности, представленной ей в органы ПФР, учитываются на индивидуальных лицевых счетах авторов произведений (застрахованных лиц), а на основании сведений, учтенных в лицевых счетах застрахованных лиц, органами ПФР будет в дальнейшем производиться назначение пенсии».

Дальше действовать будем мы

Секретарь правления Союза писателей России (СПР) и Ассоциации писателей Урала, Поволжья и Сибири (АсПУр) Валентина Ерофеева-Тверская – о своих шагах на пути к справедливости: «5-6 ноября проходила конференция Ассоциации писателей, в которую входят Урал, Сибирь и Поволжье – всего 24 региона. Именно на этой конференции в ряде озвученных проблемных вопросов прозвучало и то, что нет закона о творческих союзах и в Общероссийском классификаторе профессий отсутствует профессия писателя. До меня дошла информация о том, 24 ноября Омск с рабочим визитом посетит Александр Жуков – первый заместитель председателя Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого и седьмого созывов. Он человек, скажем так, не понаслышке владеющий информацией, вырос в семье, где отец был писателем. В советское время профессиональные поэты и прозаики жили на гонорары – тогда это было нормой. В государстве была система издательской политики, книжного распространения, работал литературный фонд. Со сменой политических формаций в стране в начале 90-х годов прошлого века незнамо почему исчезла эта профессия. На сегодняшний день писатель вынужден находить для себя дополнительную профессию, работу, приобретать новые знания – это, с одной стороны, помогает расширить горизонты, а с другой, тормозит и препятствует заниматься тем, что дано свыше. Подумать страшно, сколько нужного, трепетного, талантливого, а главное, так всем нам сейчас необходимого, живого осталось за четверть века не написанным… Взамен все видим – море суррогата, подмены истинного на искусственное, ложное, мертвое. И новое поколение принимает действительность уже таковой, какой сформировали ее все мы.

С Александром Жуковым состоялась встреча и беседа, и он, я надеюсь, услышал, понял, проникся. На этом официальном приеме вице-спикер ГД РФ скоординировал, что вопрос о возвращении профессии «писатель» в общий реестр профессий в России должен быть рассмотренным. Хочется надеяться, что в скором времени это будет обсуждаться на должном уровне.

Но, если сегодня нет такой профессии, это вовсе не означает, что у нас в стране нет талантливых писателей, крепких книг стихов и прозы, публицистики и переводов! Поэты и прозаики, критики и драматурги работают в силу своих сил и возможностей. Никогда Союз писателей России не снимал с себя своих полномочий и до сей поры строго придерживается рамок своей уставной деятельности. Писатели были и остаются профессионалами. По-прежнему работает Приемная комиссия, где в члены Союза принимают молодых, одаренных, перспективных писателей из разных регионов страны.

Наверно, сейчас не стоит размышлять, как произошло так, что писатель оказался ненужным государству, а думать всем миром, как это можно исправить. Мы открыты для сотрудничества, для конструктивного диалога с властью, для позитивных дел во благо и процветание России».

Пресс-служба Министерства культуры Свердловской области – об их помощи писателям: «За 2013-2015 годы общественным организациям писателей, зарегистрированным на территории Свердловской области, были представлены субсидии областного бюджета на общую сумму более четырех миллионов рублей.

Также доказательством внимания руководства региона к писательской общественности является решение о закреплении за Екатеринбургским отделением Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» права безвозмездной аренды Дома писателей, который сегодня реализует свои проекты и становится настоящей точкой притяжения не только для профессиональных писателей, но и всех тех, кто интересуется литературными процессами.

С 1996 года в Свердловской области присуждаются премии губернатора за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Отметим, что наш регион является одним из первых в России, где учредили специальные премии за достижения в области литературы и искусства.

В соответствии с указом Губернатора Свердловской области учреждены 10 премий, на сегодняшний день размер каждой премии составляет 200000 рублей. За время существования награды ее лауреатами стали более 350 деятелей культуры и искусства, чьи имена хорошо известны как на Урале, так и за пределами России.

Также в регионе осуществляется выплата ежемесячных пособий отдельным категориям творческих работников, а именно – ветеранам творческих профессий.

Ежегодно ежемесячные пособия получают 70 творческих работников (деятели культуры и искусства. – Прим.). С 2012 года размер пособий увеличен с трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей. В настоящее время пособия получают 12 писателей, представленных к данному виду поддержки писательскими союзами».

А вы когда-нибудь задумывались, почему мы всегда помним классиков литературы, но словно закрываем глаза на современных писателей? Дискутировать не станем, но с уверенностью отметим: одним желанием сыт не будешь, а литературный талант не согреет холодными вечерами. Вот и получается, что всему может прийти конец (даже творчеству), особенно когда нет подходящей мотивации. Страшно, правда? А писателям – еще страшнее.

Ксения Нигамаева

Источник

 

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Нищета духовно богатых писателей | АсПУр
img 8005 1.jpg
Творящий дух России | АсПУр