Анастасия Порошина. Детский литературный конкурс: работа для портфолио или ступенька в развитии? | АсПУр

Анастасия Порошина. Детский литературный конкурс: работа для портфолио или ступенька в развитии? | АсПУр
poroshina.jpg
Анастасия Порошина

Анастасия Порошина. Детский литературный конкурс: работа для портфолио или ступенька в развитии?

Вот уже несколько десятилетий одной из наиболее популярных форм работы с детским литературным творчеством являются конкурсы. И очень часто происходит так, что в центре мероприятия оказывается не развитие самого ребёнка, а результат – грамота для портфолио и очередная галочка в отчёте педагога. Между тем участие в конкурсе должно вдохновлять и подталкивать ребёнка к дальнейшей работе. Проблему представляет прежде всего зацикленность современного общества на слове «успех», от глагола «успеть» – опередить соперников, получить с минимальными затратами сил кратковременный результат.

Для того чтобы участие в конкурсах стало для ребёнка не погоней за кратковременным результатом, а стимулом и ступенькой в творческом и личностном развитии, в организации и проведении конкурсов необходимо учитывать целый ряд факторов, о которых и пойдёт речь в этой статье. В основу статьи положен опыт проведения Открытого городского детского литературного конкурса «Алые паруса творчества», организатором и инициатором которого выступает детское литературно-творческое объединение «Алые паруса» (Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, г. Челябинск). Опыт проведения конкурса показал, как важна в подобной работе с детьми творческая преемственность.

Первый конкурс был приурочен к 60-летию этого старейшего в городе детского литературного объединения. С 1951 года «Алыми парусами» руководила замечательная челябинская детская поэтесса Лидия Александровна Преображенская, вырастившая за 35 лет своей работы не одно поколение юных талантов. Затем руководство объединением приняла её выпускница Галина Владимировна Харина. Следующим руководителем коллектива стала Анастасия Ивановна Порошина, член Союза писателей России, инициатор и организатор конкурса. Сегодня «Алые паруса» возглавляет выпускница литературных курсов ЧГИК, молодой поэт Валерия Александровна Литвиненко.

В разные годы выпускниками «Алых парусов» стали известные челябинские поэты и писатели, в частности Кирилл Алексеевич Шишов, Ирина Марковна Аргутина и Константин Сергеевич Рубинский. На старте конкурса они и были приглашены в качестве членов жюри. Столь авторитетные писатели стали яркими символами творческого труда и успеха, своеобразным стимулом для участия детей не только в конкурсе, но и в творческой учёбе. Теперь, став ежегодным, конкурс с каждым годом привлекает всё больше участников.

Работы на конкурс традиционно принимаются в двух номинациях: «Поэзия» и «Проза», в трёх возрастных категориях: младшей (1–4 классы), средней (5–8 классы) и старшей (9–11 классы). Разделение на возрастные категории обусловлено педагогическим подходом к оценке уровня мышления, художественного восприятия учащихся.

Может сложиться впечатление, что, например, если оцениваются работы учеников 1 и 4 классов, то у четвероклассников больше шансов на победу, чем у учеников первого класса. Однако практический опыт показывает: очень часто лучшие результаты внутри возрастной категории демонстрируют не самые старшие ребята.

Это обусловлено индивидуальными особенностями, неравномерностью творческого развития детей: одни проявляют литературные способности достаточно рано, другие долго накапливают информацию и опыт, и только потом это переходит в качество литературной работы; третьи сразу предлагают на конкурс свои первые творческие опыты, четвёртые долго в себе сомневаются, и им нужна помощь и поддержка педагога, чтобы решиться на участие в творческом соревновании.

Как показывает опыт проведения подобных мероприятий, наиболее эффективны конкурсы, не ограничивающие участников тематическими рамками. Заданность темы часто снижает общий уровень работ и количество участников и более подходит для детских конкурсов и конференций научных проектов, чем для конкурсов литературного творчества.

Когда участник свободен в выборе темы, он может максимально раскрыть свою индивидуальность и творческий потенциал на том материале, который вызывает у него душевный отклик и вдохновляет его. В случае же, когда тема определена организаторами конкурса, ребёнок часто старается не выразить свои мысли и чувства, а написать то, что гарантированно одобрят, то, что от него ожидают. Даже если юный автор сознательно не стремится воплотить ожидания жюри, он часто на подсознательном уровне следует за штампами и клише, распространёнными в рамках заданной темы, что не даёт возможности оценить по достоинству его индивидуальные творческие способности.

В оценке работ, поданных на детские конкурсы, применяют критерии, несколько отличающиеся от профессиональных. Профессиональные критерии оценивания используются в работе жюри молодёжных и взрослых конкурсов, где действуют принципы открытой соревновательности. Конкурс детского творчества призван поддерживать и стимулировать к творчеству как можно больше ребят, в то время как молодёжные и взрослые конкурсы уже ориентированы на поддержку самых талантливых авторов и потому оценивают готовые результаты их творческого труда.

Профессиональные критерии сформулированы в ряде работ известного литературного педагога Н. А. Ягодинцевой. Первый критерий оценки – степень лексической свободы автора: «насколько расширен его словарный запас и, наверное, главное для поэзии – насколько ему удаётся наполнять эти слова смыслом, эмоциями, то есть энергией»1. Ребёнок находится в процессе освоения словарного запаса, поэтому лексическая свобода в детских работах оценивается как точность подбора слов и богатство словарного запаса в рамках его возраста.

Вторым критерием является способность выстроить художественный образ в стихотворении или сюжет в прозе. В профессиональном аспекте оценивается, «насколько автор выстраивает смыслы и насколько они могут быть восприняты читателем. <…> Говоря о стихах, мы имеем в виду либо внешний, событийный сюжет, либо внутренний – эмоциональный»2. Ребёнок же только учится этому выстраиванию, поэтому в детских работах оценивается прежде всего начальное соответствие друг другу художественных элементов текста, простая логика изложения.

И наконец, третий критерий – уровень сверхзадачи: какую автор ставил наивысшую цель при создании своего произведения. В детских работах этот критерий также играет важную роль, но, конечно, уровень сверхзадачи оценивается в соответствии с возрастом ребёнка.

Но далеко не всегда оценка текста по профессиональным критериям может быть исчерпывающей. Отдельной проблемой детских литературных конкурсов является вопрос самостоятельности написания произведения заявленным автором. Выявить плагиат, полный или частичный, можно, обратив внимание на соответствие содержания и языка текста возрасту участника.

Если автор заимствует одно произведение, а остальные в подборке – его собственные, то бросается в глаза их различие. Плагиат выдают: использование более сложных синтаксических конструкций и образных решений, умелое употребление сложных изобразительных средств языка (эпитетов, метафор), недоступное пока ребёнку в силу возраста решение проблематики произведения. В случае сомнений в самостоятельности выполнения творческой работы члены жюри проверяют произведение фрагментами через сеть Интернет. Чаще всего тексты заимствуются именно оттуда. Затем члены жюри обсуждают спорную работу, и окончательное решение принимает председатель.

В случае выявления плагиата – заимствования одного или нескольких произведений конкурсной подборки у других авторов, чаще всего из сети Интернет, работа дисквалифицируется. В отличие от взрослого конкурса, где подобная ситуация практически всегда получает огласку, так как взрослый автор уже прекрасно осознаёт последствия своих действий, на детском конкурсе эта проблема должна быть решена педагогически.

Желательно, прежде всего, провести беседу с руководителем, творческим педагогом ребёнка о том, что он несёт ответственность за работы своих воспитанников и что подобное выступление на конкурсе ставит под сомнение работы и других ребят из этого объединения. Если ребёнок не занимается в студии, нет учителя, который бы подал его работу на конкурс, разговор нужно провести с родителями – о том, как важно поддерживать ребёнка именно в собственных творческих решениях, а не гнаться за результатом любыми способами.

Ребёнок заимствует чужие тексты из вполне естественного желания «быть вполне хорошим», в подавляющем большинстве случаев достаточно тактично пояснить ему, что для всех – родителей, учителей, членов жюри – куда драгоценнее его первые, пусть не очень ровные, но искренние опыты, чем взятый у кого-то другого «красивый» текст.

Более сложная ситуация – когда произведение участника оказывается явно, очевидно доработано рукой взрослого автора (педагога, руководителя студии, родителей). Признаки доработки здесь такие же, как в случае с плагиатом: сложный синтаксис, несоответствие художественных решений и лексической свободы возрасту ребёнка. Но если в ситуации с плагиатом заимствуются целые произведения или их фрагменты, то здесь идёт доработка по детскому тексту, то есть можно заметить и признаки детского авторства.

Иногда в подборках конкурсных работ разных участников одного творческого объединения явно ощущается влияние и даже прямое вмешательство взрослого руководителя – разные тематически, все работы оказываются похожими друг на друга на уровне стиля и мастерства использования выразительных средств.

Решение по подобным работам также принимается коллективно, определяющим является голос председателя жюри. После оценки работ проводится тактичная беседа с руководителем о том, что его чрезмерное вмешательство не позволило участнику (участникам) получить более высокий балл, так как выявить и оценить самостоятельные творческие находки ребёнка в существенно доработанном тексте достаточно сложно.

К такой беседе необходимо подготовиться основательно, с использованием в качестве аргументов цитат из конкурсной работы, так как руководители в подобных случаях своё вмешательство обычно не признают. Тут дисквалификация участника была бы слишком жёстким наказанием, и члены жюри стараются разграничить в тексте собственно детское и взрослую доработку. Но всё равно общее впечатление от работ заметно ухудшается, и «помощь» педагога оказывается медвежьей услугой.

Если детское произведение дорабатывали родители или бабушки-дедушки, это достаточно легко определить по не соответствующим возрасту ребёнка речевым конструкциям, поэтическим и прозаическим штампам, характерным для «самодеятельного» литературного творчества взрослых.

Проблема плагиата и чрезмерного вмешательства руководителя в работу юного участника как раз и возникает из-за той самой нацеленности на кратковременный результат, «быстрый» успех, о котором мы говорили в начале статьи: в том случае, когда руководителя (педагога, родителей) больше волнует не развитие собственно творческих способностей ребёнка, но галочка в отчёте, грамота за призовое место. Они не задаются вопросом, чему учит ребёнка заимствование чужих текстов, как он сможет, отталкиваясь от этого результата, учиться, развиваться самостоятельно.

Иногда возникают ситуации, в которых высокую оценку участник получает не за безошибочное следование определённому жанру, направлению, но за то, что замахнулся на серьёзную тему или поставил перед собой художественную задачу, возможно, пока невыполнимую на его уровне развития, но открывающую значительные творческие перспективы. Возвращаясь к критериям оценивания – это уже уровень сверхзадачи. В таком случае оценивается не результат творческого развития ребёнка на данный момент, а его потенциал, ведь, как мы уже говорили, развитие идёт неравномерно, а стремление подняться на более высокий уровень, осмыслить более серьёзные проблемы, чем те, что характерны для сверстников, показывает как раз перспективы роста.

Участие в конкурсе, по нашему мнению, должно открывать ребёнку новые горизонты и давать стимул к саморазвитию: личностному, творческому, интеллектуальному и, конечно, читательскому. Ведь ребёнок, осваивающий слово как инструмент, изучающий на практике возможности родного языка, становится гораздо более вдумчивым и глубоким читателем, он внимательнее к словам, к художественным образам, замечает то, на что неподготовленный читатель и не обратит внимания.

География «Алых парусов творчества» с каждым годом расширяется, растёт авторитет конкурса и количество участников, и это очевидно связано с тем, что основными в его организации выбраны не литературно-конкурсные, а литературно-педагогические ориентиры. В 2016 году в конкурсе приняли участие юные авторы не только из Челябинска, но и из Полетаево, Трёхгорного, Магнитогорска. В планах организаторов – расширение географии на территорию всей Челябинской области.

Самым ценным для участников конкурса в итоговом празднике является личное общение с профессиональными авторами и с пишущими ровесниками. Один из важнейших элементов проведения конкурса детского литературного творчества – творческие мастер-классы. Награждение конкурса само по себе даёт возможность отметить талантливых ребят, предложить им выступить со своими произведениями на сцене, предоставляет стимул для дальнейшего творческого развития. Мастер-классы расширяют этот спектр возможностей. Ребята попадают в творческую среду, знакомятся с единомышленниками, выполняют нестандартные творческие задания.

Если изначально в составе жюри были выпускники «Алых парусов» разных лет, профессиональные поэты и прозаики, то сейчас и в жюри и в качестве ведущих мастер-классов работает молодёжная команда, которая применяет и разрабатывает современные литературно-педаго- гические приёмы и методики.

Награждение конкурса «Алые паруса творчества» традиционно предваряется мастер-классами молодых челябинских авторов, занимающихся в межвузовской литературной мастерской «Взлётная полоса» (Челябинский государственный институт культуры). Это Виктория Иванова, Роман Япишин, Виктория Лицкевич, Оксана Ралкова – молодые писатели, обладающие достаточно высоким профессиональным уровнем, отмеченные на литературных конкурсах регионального и всероссийского масштаба, имеющие опыт участия в профессиональных творческих мастер-классах.

Ключевой формой работы с детьми в рамках литературно-творческого мероприятия является игра. Как пишет Н. А. Ягодинцева, «игровая программа может стать прологом к литературно‐творческому мероприятию, например, фестивалю, или его завершением, и может быть выделена в специальный творческий момент праздника»3. Таким образом, в процессе литературных игр и творческих заданий даже те ребята, у которых уже есть немалый опыт творческого общения в литературных студиях, открывают для себя новые неожиданные упражнения, задания, новые грани своих творческих возможностей.

Одной из задач конкурса является создание и укрепление общего литературного пространства города и в перспективе – области. Для ребёнка, выражающего себя в словесном творчестве, важно быть услышанным, поделиться с теми, кто его поймёт, попасть в среду, благоприятную для творческого развития. Изначально такими коллективами являются творческие детские кружки и студии. Литературные конкурсы и фестивали способствуют тому, чтобы участники разных коллективов, объединений узнавали друг о друге, устанавливали творческие связи – чтобы создалось цельное литературно-творческое пространство для детей и молодёжи.

На сегодняшний день в конкурсе «Алые паруса творчества» активно участвуют 10 детских творческих объединений города. Это не только литературные, но и театральные объединения, пресс-центры школ и учреждений дополнительного образования детей. Ребята знакомятся между собой, узнают о близких творческих направлениях, вовлекаются в новую для себя творческую деятельность. Таким образом, литературному развитию детей в целом способствуют не только творческие объединения узкого литературного профиля, но и коллективы, смежные по интересам.

Радует, что традиция проведения конкурсов детского литературного творчества в области в последние годы продолжается и укрепляется. Ярким и интересным событием можно назвать фестиваль-конкурс детского литературного творчества Металлургического района «Как слово наше отзовётся», проведение которого также сопровождается творческими мастер-классами участников литературной мастерской ЧГИК «Взлётная полоса». Организатором этого фестиваля стала детская литературная студия – «Ось» (гимназия № 94), ныне носящая имя первого руководителя Е. А. Губиной.

В конкурсах и фестивалях всё шире применяются различные интерактивные формы работы, проводятся литературно-творческие марафоны и чемпионаты, которые учат ребёнка быстроте и гибкости мышления, развивают способность находить в короткий срок нестандартные решения и ответы.

Таким образом, главной и наиболее результативной особенностью детских творческих конкурсов является ориентированность на педагогический подход и вовлечение детей в непосредственное, в том числе и спонтанное, творчество. Литературное творчество способствует разностороннему развитию личности, и общество заинтересовано в том, чтобы как можно больше ребят развивали своё воображение, учились слышать красоту родного языка, воспринимать художественное слово, осваивать его в творческой практике, чтобы они общались между собой на основе общих литературных интересов, находили единомышленников и открывали новые грани своих способностей.

_____________________________
1. Ягодинцева, Н. А. Прикладной смысл: первый открытый семинар молодёжной литературной мастерской «Взлётная полоса» // Российский писатель. Режим доступа: http://rospisatel.ru/jagodinzeva-dnevnik14.htm.
2. Ягодинцева, Н. А. Прикладной смысл: первый открытый семинар молодёжной литературной мастерской «Взлётная полоса» // Российский писатель. Режим доступа: http://rospisatel.ru/jagodinzeva-dnevnik14.htm.
3.Ягодинцева, Н. А. Литературно-творческий практикум. Челябинск: Челяб. гос. институт культуры, 2016. С. 83.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Анастасия Порошина. Детский литературный конкурс: работа для портфолио или ступенька в развитии? | АсПУр
dsc 1401a 001 150x150.jpg
Бессмертный полк русской литературы в Челябинске | АсПУр