Валерий Портнягин. Литературные итоги 2016 года | АсПУр

Валерий Портнягин. Литературные итоги 2016 года | АсПУр
1 portnyagin valeriy.jpg
 
Валерий Портнягин. Литературные итоги 2016 года.

Валерий Портнягин. Литературные итоги 2016 года.

Отчет об одной командировке

«Будем говорить о литературе и о точках расхождения традиционного направления и так называемого либерально-рыночного, хотя от либерализма в нем только этикетка.

И первая точка расхождения – это отношение к читателю. Рыночное время предлагает нам работать на потребителя, ибо платит именно потребитель. Писателя здесь формирует читатель, определяя о чем и как писать и сколько это стоит. Или тот же читатель холодно сообщает, что ему некогда и вполне достаточно постов в Интернете. Или читатель сам себе писатель на сайтах Стихи.ру и Проза.ру. Общественная польза литературного труда опускается ниже нуля. Говоря иными словами, после рынка в литературе возможна только пустыня.

Еще одна точка расхождения – обратная связь. Для традиции важен каждый собеседник, общение не массово, а личностно. Для рынка же единственная рациональная форма обратной связи – обмен печатных знаков на знаки денежные.

Третий камень преткновения – понимание свободы художника. Свобода в традиционном смысле – это самостояние и ответственность. Рынок предполагает раскрутку – кто не раскручен, тот не писатель. Традиция убеждает в обратном: раскручен – значит, уже не писатель, а изготовитель текстов, раскрутка – это практически дисквалификация, ведь те, кто раскручивает, задают движение в сторону, нужную именно им.

Современность для писателя – всегда вызов. И наша – не исключение. Как отвечать – каждый решает сам, в меру своих душевных сил».

Приведенные выше строки – большая цитата из доклада поэта, кандидата культурологии, доцента Челябинской академии культуры и искусства Нины Ягодинцевой. Доклад с названием «Традиция и современность: актуальность и вневременность творческого поиска писателя» был прочитан на состоявшейся в Омске (ноябрь 2016) ХVII конференции Ассоциации писателей Урала и Сибири. Доклад Ягодинцевой, как впрочем, и содоклад прозаика из Екатеринбурга, сопредседателя Союза российских писателей Арсена Титова «Что и для кого мы пишем» были явно нацелены на писательскую полемику. Язвительные строчки Антона Павловича Чехова «Оратор медленно засыпал, аудитория его опередила» — это не про нас. Полемика состоялась!

На конференцию прибыли представители 16 региональных писательских организаций из 24, входящих в Ассоциацию, а также гости из Москвы и Республики Беларусь. За день до жарких дискуссий писатели разделились на две группы и разъехались по разным районам Омской области. Автор этого отчета о литературной командировке побывал в районном центре Большеречье, большом современном поселке с население в 15 тысяч человек. Здесь родился прекрасный омский поэт Владимир Макаров (1938-2010), и с 2011 года Большеречье проводятся областные Макаровские чтения.

Поездку в Большеречье я выбрал во многом потому, что Владимир Макаров был литературным другом нашего Ивана Ягана, 18 лет возглавлявшего Курганскую писательскую организацию. Накануне Иван Павлович позвонил мне и просил передать приветы Омску, где начиналась его писательская жизнь, и омским писателям. С большим уважением к литературным друзьям я выполнил эту просьбу и привез в Курган ответные приветы из Омска, где Ягана помнят и любят.

Владимир Макаров – по образованию медик, кандидат наук, лечил детей, преподавал в Омском медицинском институте. Но настоящую известность ему принесла литература, он – автор двух десятков поэтических книг, изданных в Москве, Новосибирске и Омске. Макаров никогда не порывал связей со своей малой родиной, с районной библиотекой, читателем которой он был с детства. Сейчас эта библиотека носит его имя, а в день приезда в Большеречье писателей Урала и Сибири здесь открылась комната-музей Владимира Александровича Макарова. Большинство экспонатов в музей передал его друг, поэт и главный редактор историко-литературного альманаха «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Перминов, хорошо известный читающим курганцам. В экспозицию музея вошли личные вещи поэта, документы, фотографии, награды, книги, рукописи, письма. Невозможно, например, читать без волнения письма матери к сыну-поэту, которые всегда начинаются одинаково: «Володинька!»

Но вернемся в Омск, в конференц-зал областной научной библиотеки им. Пушкина, где идет дискуссия после докладов Нины Ягодинцевой и Арсена Титова.

Вот к вопросу от отношениях с читателем член Союза писателей РФ Валерий Михайловский из Нежневартовска убеждает участников конференции с медицинской точки зрения (он тоже врач), что не читающий человек, не может быть успешным, так как не может мыслить объемно. И тут же следует убойный пример. Перед первокурсниками филфака Уральского университета выступает писатель. Студенты – филологи, конечно, знают кое-что о Николае Алексеевиче Некрасове. Но на вопрос, кто такой Виктор Некрасов, не может ответить никто. Наконец поднимается одна рука. Писатель обрадовался: хоть кто-то знает ответ! Поднялся студент со смартфоном в руке и говорит: «В этой аудитории Интернет не ловит».

Тему Интернета подхватывает поэтесса Ольга Юрлова из Кирова: «Для писателя Интернет – не паханое поле. Вернее, дремучий лес, в котором завелась и разгулялась всякая неграмотная нечисть. Задача писателя – бороться с этой нечистью». Яркими представителя такой нечисти председатель Челябинской организации Союза писателей РФ Олег Павлов назвал авторов так называемой «Уральской поэтической школы», которые недавно издали «Анонимную антологию», издевательски изобразив на обложке Анну Ахматову с бородой.

Хорошо бы, конечно, определить критерии того, что такое литература, а что не литература. В те же дни, когда проходила конференция писателей Урала и Сибири, в Омске презентовали свой новый роман «Здесь вам не Сакраменто» московские детективщики Анна и Сергей Литвиновы. С точки зрения Нины Ягодинцевой это не литература. Но «пипл хавает». И к вопросу о раскрученности. На пресс-конференции журналисты спросили Литвиновых, кого из омских писателей они знают. Ответа не последовало.

Писатели не завидуют раскрученности и тиражам детективщиков, они озабочены тем, что государству стали не нужны люди, приравнявшие свое перо к штыку. Писательский труд превратился в сакральное моление монаха. Хотя, как утверждала начальник Алтайского краевого управления культуры и прекрасный поэт Елена Безрукова, «госзаказ» на патриотическую литературу (особенно в прозе) есть, спрос высок. Все дело в качестве наших рукописей и книг. Многие авторы, преследуя благородные цели, говорят о патриотизме назидательно, в лоб, не талантливо. Такой «литературой» читателя не покорить.

Так для кого мы пишем? Участники конференции попытались найти ответ на этот вопрос. Получилось от «для товарищей» до «Вселенной». Сразу вспомнилось стихотворение нашего курганского поэта Владимира Брозинского, которое начинается так: «Для вечности пишу, но не для славы…» Были и такие ответы – пишу для тех, кто рядом с моей душей; для земляков, для женщин, для врагов и друзей, для родных людей, для всех. Мне нравится версия Арсена Титова. Он сказал, что мы пишем для безопасности страны. Страна живет пока живет ее народ и его язык. Именно народ развивает язык, а мы, писатели, сохраняем его.

Конференция утвердила новый состав Координационного совета Ассоциации писателей Урала и Сибири (от курганской писательской организации в него вошел ее руководитель Владимир Филимонов). Координатором Ассоциации переизбран поэт Александр Кердан (г. Екатеринбург).

В принятой резолюции ХVII конференции писателей Урала и Сибири говорится, «что организациями, входящими в Ассоциацию, проведена определенная работа по сохранению литературных традиций, воспитанию литературной молодежи, формированию активного читательского интереса и уважения к книге, выпуску совместных книжных изданий, альманахов и пропаганде изданных книг, стимулированию творческого труда писателей, их активному позиционированию с современном российском обществе и дальнейшему укреплению творческих связей между организациями, входящими в Ассоциацию писателей Урала, Западной Сибири и Поволжья.

Вместе с тем в ряде регионов остается неразрешенным целый ряд проблем, связанных с организацией конструктивного сотрудничества с государственными структурами, вузами и учреждениями культуры в деле духовно-нравственного воспитания россиян, формировании единого культурного пространства, сохранении и развитии домов писателей. Особую тревогу вызывает свертывание региональных и федеральных программ по поддержке книгоиздания, патриотической литературы и литературы на языках коренных народов Западной Сибири, Урала и Поволжья. Не может не беспокоить факт сохранения законодательного вакуума в отношении деятельности творческих союзов и отсутствия в перечне профессий в Российской Федерации самой профессии – писатель.

В целом ряде организаций требуется ужесточить порядок приема в ряды творческих союзов новых членов».

На конференции возникла интересная идея «Бессмертного полка Русской Литературы». Предлагается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина 6 июня 2017 года провести в уральских и сибирских городах шествие по подобию «Бессмертного полка» в День Победы. Предполагается, что на свои маршруты с портретами классиков русской литературы, а также местных писателей, отдавших жизнь творческому труду, выйдут прозаики и поэты, библиотекари, журналисты, студенты и преподаватели вузов, все, кто любит литературу. Предложение о «Бессмертном полке Русской Литературы» также внесено в резолюцию конференции.

Писательская конференция завершилась в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля, который называют «сибирским Эрмитажем», церемонией вручения литературных премий им. Мамина-Сибиряка. Премия учреждена Ассоциацией писателей Урала и Сибири в 2002 году и ныне приобрела статус Всероссийской. Премия 2016 года присуждена поэтам Олегу Павлову (Челябинск) и Николаю Глумову (Пермь), филологу Марине Безденежных (Нижневартовск), детскому писателя Станиславу Мальцеву (Тюмень), писателю Владимиру Молчанову (Оренбург), поэтессе Анне Неркаги (Салехард). Премией отмечен и учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга Евгений Александрович Жуков, более 50 лет преподающий в школе и 20 лет приучающий к чтению детсадовцев.

Нобелевская сенсация

Присуждение Нобелевской премии 2016 года по литературе американскому музыканту Бобу Дилану, кажется, лишь усиливает нынешнее противостояние Америки и России.

Впрочем, способствует этому не факт присуждения самой известной в мире премии безусловно талантливому человеку, а формулировка решения Нобелевского комитета – за что? А вот за что: «За создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции». А что же, к примеру, французский шансон, почти весь, начиная с вагантов, основанный на хорошей поэзии? Или итальянские, русские, грузинские песенные традиции – они не такие великие? Чувство отторжения нового факта мировой литературной истории вызывает подчеркивание Нобелевским комитетом именно американской «великости», которая, попросту говоря, всех уже достала.

Известный российский музыкальный критик Артемий Троицкий, откликаясь на присуждение Нобелевки Бобу Дилану, предлагает свою формулировку — «За прорыв в области использования высокого поэтического языка в контексте популярной культуры». Бесспорно, эта оценка более точна, и я бы сказал, интеллигентна. Еще в 60-е годы Боб Дилан сломал стереотип того, что популярная песня обязательно примитивна, что она не может быть интеллектуальной, философской.

Несмотря на всеобщее признание вклада Дилана в соединение фолк-музыки с модернистской поэзией, не все считают справедливым решение Нобелевского комитета о присуждении ему премии. В самом деле – что его стихи рядом с прозой его же соотечественников Марка Твена и Сэлинджера? А ведь они не были лауреатами Нобеля. Как не были ими и классики великой русской литературы Толстой и Чехов, или хотя бы русскоязычный соотечественник Дилана Владимир Набоков, достойный Нобелевской премии только за перевод пушкинского «Евгения Онегина» с русского на английский язык (с сохранением знаменитой «онегинской» строфы!). В общем, говорят противники присуждения премии Бобу Дилану, его стихи – не «та» литература, не «настоящая». Но Дилан, которого называют самой загадочной личностью современной мировой культуры, пишет и в традиционном русле, у него есть автобиографическая проза «Хроники», роман «Тарантул», рассказы, киносценарии (один из них опубликован под псевдонимом Сергей Петров). И все-таки, все-таки!.. Премию-то дали не за них, а за песенные тексты.

С другой стороны, из 107 лауреатов за всю историю Нобелевской премии по литературе с 1901 года половина неизвестна даже многим специалистам-филологам. А публицистика лауреата 2015 года Светланы Алексеевич – это настоящая литература? А биографические книги и политические речи нобелевского лауреата Уинстона Черчиля по какому «ведомству» отнесем? В 1953 году Нобелевский комитет так обосновал свое решение — «За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».

Когда в 1941 году в американском штате Миннесота родился Роберт Аллен Циммерман (настоящее имя Боба Дилана), Андрюша Вознесенский, будущий лидер русского поэтического авангарда второй половины ХХ века, уже ходил в Кургане по улице Станционной в школу № 30. Они познакомятся через 40 лет. Тогда Вознесенский и Евгений Евтушенко пригласят Дилана в Москву, где они затеяли Всемирный фестиваль поэзии в Лужниках. Для Дилана это был провал – зал заполнился только на треть, многие уходили с концерта после первых же песен. «Реванш» в политике покорить русских был предпринят в 2008 году в Петербурге – и снова провал. Но присуждение Нобелевской премии 2016 года мы не можем засчитать Бобу Дилану за провал, вероятней всего – это литературно-историческая сенсация.

Валерий ПОРТНЯГИН
(Курган)

 
Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Валерий Портнягин. Литературные итоги 2016 года | АсПУр
Александр Кердан. Тринадцать. | АсПУр