Портрет на фоне романса | АсПУр

Портрет на фоне романса | АсПУр
1177 1.jpg

Яна Чабан
Яна Чабан
Наталия Иванчук Наталия Иванчук

Иванчук_1

Портрет на фоне романса

Восторженных строк, посвященных романсу, не перечесть, также как и ярких имён композиторов, поэтов, исполнителей, оставивших незабываемый след в истории этого жанра. О романсе часто говорят, что он обладает свойством как-то на удивление легко, непринужденно находить путь к слушателю – вот уж где воистину ощущается эта таинственная связующая нить «от сердца к сердцу». В России романс всегда воспринимался как один из символов национальной культуры, у него было особое предназначение и, наверное, остаётся до сих пор, несмотря на бесконечно меняющееся звуковое пространство, динамизм современного мира. Хаотичность, жёсткость, а порой и агрессивность сегодняшней культурной среды невольно вызывают потребность остановиться, прислушаться к своим ощущениям, сокровенным чувствам, открыть в себе что-то очень важное, глубинное, и потому душа интуитивно тянется к искренней, естественной, негромкой музыке. Лирическая природа романса оказывается созвучной желанию человека быть в гармонии с самим собой, жить каждым мгновением, испытывая гамму самых разных эмоций. Однажды выдающийся композитор современности Гия Канчели сказал: «Музыку надо просто уметь слушать и что-то при этом чувствовать». Увы, сегодня не редкость, когда в процессе восприятия музыкального произведения, не чувствуешь вообще ничего, это касается и современной академической музыки с её самодовлеющей технологичностью, зачастую скрывающей творческую убогость и бессодержательность авторов, и так называемой массовой культуры, мало кого уже удивляющей своей безликостью. Романс — жанр особенный, кажется, что сама его сущность противится равнодушию, холодности, бесчувственности. Он подвластен исполнителю с высокой культурой чувств, эмоционально наполненным внутренним миром, и только в этом случае возможен отклик, сопереживание публики, тогда она захочет слушать и слышать и «что-то при этом чувствовать». Немного у нас в настоящее время певцов, способных талантливо выразить себя в этом, на первый взгляд, «нетрудном», доступном и демократичном жанре. Даже в известной и любимой многими программе «Романтика романса» на канале «Культура» встречаются неудачные интерпретации романсов, невнимательное, поверхностное отношение к тексту со стороны некоторых вокалистов, не всегда наблюдается точное попадание в стиль исполняемой музыки. Что уж говорить о менее престижных проектах. Поэтому особенно отрадно, что у нас , в Екатеринбурге, есть замечательная, необычайно тонкая исполнительница в этом жанре – Яна Чабан. Желание написать о ней связано не только с нашим давним знакомством и сотрудничеством (более 10 лет), но и ещё двумя важными аспектами. Один из них касается содержательной стороны, профессионального осмысления, ведь когда сталкиваешься с яркой индивидуальностью, есть потребность раскрыть некоторые особенности её артистического облика, тем более что Яна отнюдь не избалована вниманием прессы. Другой можно назвать официально-формальным, в этом году исполняется 25 лет с начала творческой деятельности Яны Чабан.

Выпускница Свердловского театрального института (1990), лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, обладательница различных премий и высоких наград, она уже давно имеет свою устойчивую слушательскую аудиторию. В течение своей творческой жизни Яне удалось выпустить 4 сольных альбома: 1999 – «Светла судьба» , 2007 – «Караван: три века русского романса», 2012 – «Прозрачное утро» ( все три записаны в студии Александра Пантыкина «Tutti-реккордс»), 2002 – «Утоли мои печали» (студия Культурного центра «Солдаты России»). В Екатеринбурге Яна Чабан с успехом выступает на разных концертных площадках: Свердловская филармония, Концертный зал Маклецкого, Камерный театр, Дом актера, Дом Поклевских-Козелл, Дом музыки, Уральская консерватория и другие. Неотъемлемая часть творческой жизни певицы – гастроли по стране и за рубежом — Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Тюмень, а также Австрия, Польша, Эстония. Участвовала она и в некоторых телепередачах, в том числе и в «Романтике романса». Тогда, в 2009 году ведущий этой программы, известный музыковед, доктор искусствоведения Святослав Бэлза представил Яну Чабан как «талантливую певицу, актрису, продолжающую традиции лучших исполнителей романса Серебряного века: Александра Вертинского и Изабеллы Юрьевой». Надо сказать, что ещё в 2005 году Яна стала дипломантом Международного конкурса романсов имени И.Юрьевой в Таллинне, и с тех пор романсы из репертуара легендарной певицы она постоянно включает в свои концерты. Конечно, и без произведений других знаковых исполнителей не обходятся её программы: Вадим Козин, Алла Баянова , Александр Вертинский, Клавдия Шульженко, Петр Лещенко – вот далеко не полный перечень звезд романса, с которыми постоянные слушатели Яны Чабан ждут встречи. Яне интересен и старинный романс и романсы, написанные современными композиторами, например, она неоднократно исполняла произведения екатеринбургских авторов Александра Пантыкина, Сергея Сиротина, Владимира Горячих. Но, наверно, в данном случае важнее, прежде всего, не перечисление имён, а сам критерий отбора певицей произведений для своих концертов. К этому вопросу Яна Чабан подходит предельно осмысленно и досконально. Она не будет петь тот или иной романс только по причине его популярности у слушателей или, наоборот, из желания стать первооткрывателем нового, неизвестного сочинения. Притягательна для исполнительницы в первую очередь, та музыка, которая может наиболее полно, многогранно раскрыть её душу. Однажды она сказала: «Выбираю то, что чувствую». Может быть, потому каждый исполняемый ею романс столь тщательно отшлифован, драматургически выстроен, и мы чувствуем, что каждая нота, каждое слово продуманы и рождается из глубины души. Яна одна из редких певиц, которая так внимательно относится к слову, к подаче его на сцене. Не только смысл, но и музыка стиха, все его тонкости и нюансы всегда отчетливо уловимы в исполнении Яны Чабан. Это влечет самое главное – рождение живой, проникновенной, доверительной интонации. Не случайно, многие слушатели воспринимают её выступления как душевные монологи – искренние, трепетные, исповедальные. Когда в 2007 году Яна выступала в Вене, в Российском Доме науки и культуры, её концерт был назван «настоящей сенсацией». Думается, отчасти потому, что ожидали увидеть некий стандартный набор: звучный голос, сентиментально-надрывный репертуар с непременной «цыганщиной», затёртые шлягеры, так любимые русской эмиграцией в Европе. Однако Яна пошла по другому пути. Её программа была подобрана с учетом, прежде всего, своих индивидуальных особенностей и предпочтений, она не побоялась, например, включить в программу и недавно написанные произведения современных екатеринбургских авторов. Кроме того, она исполнила и несколько романсов живущего в Австрии российского композитора Симона Шурина, практически неизвестного в России. Когда-то ранее поэт Александр Кердан, супруг Яны, привез ей из поездки в Москву ноты его произведений. Яна заинтересовалась творчеством музыканта и решила отобрать для себя некоторые из его вокальных сочинений. Причем, и сегодня она их исполняет в концертах. А тогда в Вене сам автор так выразил ей свою признательность: «Наконец-то я встретил свою певицу! Какие интонации, какие неожиданные нюансы!»

Яна никогда не стремилась поразить публику, ей важнее другое – дойти до души слушателя, затронуть её сокровенные струны. Главная проблема многих оперных певцов, которые берутся за исполнение романса, это – сосредоточенность на собственном голосе, желание преподнести его во всей красе. Исполнение «крупным помолом», недостаток бережности и чуткости, невнимание к музыкальным и смысловым нюансам, таким важным именно в романсе, способны исказить сам жанр. Так считает Яна Чабан, и трудно с ней не согласиться. Яна Чабан на сцене предстаёт поющей актрисой. Пожалуй, в ней, даже больше от драматической актрисы, чем от вокалистки: удивительная пластика, красота рук, каждый жест словно «движение души» (вспомним определение Шаляпина). Главное, что он выразителен и оправдан с психологической и художественной точки зрения.

За многие годы творческой деятельности Яна Чабан воплотила в жизнь различные программы и культурные проекты. Часть из них в содружестве со своим мужем Александром Керданом, известным далеко за пределами Урала писателем и поэтом, причем такие проекты можно в полной мере назвать литературно-музыкальными, поскольку гармония стиха и музыки здесь является основой, а сам поэт, он же ведущий, создает удивительную атмосферу теплоты, творческого единения, позитивного эмоционального настроя. Яна очень любит обстановку камерных залов, уютных гостиных, это и понятно, учитывая её жанровые предпочтения. Однако певица не избегает и больших концертных залов, тем более, что число поклонников её таланта всё растёт. Потому билеты, в частности, в нашу Свердловскую филармонию на выступление Яны Чабан заказывают за несколько месяцев. Филармонические программы – это особая страница в её биографии. Прошли с полным аншлагом концерты в нескольких областных и краевых филармониях. На сцене нашей родной филармонии было два концерта – в 2012 и в 2016 году. Если первая программа не имела четкой привязки к тем или иным авторам, то вторая была тематически выдержана и стала, по сути, музыкальным приношением двум выдающимся певицам – Изабелле Юрьевой и Алле Баяновой. Их обеих роднит немало – позднее признание в своем Отечестве (романс в советское время долгие годы, как известно, не был в чести), достаточно сказать, что Юрьева, например, получила звание народной артистки России только в 1992 году, когда ей было уже за 90. Также обе певицы прожили долгую жизнь (А.Баянова 97 лет, а И.Юрьева 100 лет). Ну и, конечно, их отличает преданное, горячее служение жанру романса. Интересно, что Изабелле Юрьевой в 40-е годы настоятельно рекомендовали «осоветить» свой репертуар, от чего она категорически отказывалась. Платить пришлось высокую цену – её редко допускали до сцены, а потом и вовсе забыли. Возрождение началось уже в новой России, помимо присуждения почетного звания, произошло ещё одно знаковое событие – открытие на «Площади звезд» именной звезды Изабеллы Юрьевой. К Алле Баяновой также к концу жизни пришло подлинное признание. Будучи на протяжении многих лет оторванной от России, в 1989 году она вернулась, получив тогда ещё советское гражданство. И с тех пор она много выступала, была членом жюри различных конкурсов, также как и Юрьева, получила звание народной артистки России, а последний её выход на сцену состоялся в возрасте 95 лет!

Яне Чабан эти яркие имена, конечно же, дороги и любимы, и потому ей очень хотелось сделать такую программу-посвящение. Конечно, некоторые романсы уже давно в репертуаре Яны, например, «Бирюзовые колечики» или «Медовый аметистовый». Но создать, на редкость разнообразную программу, остановившись только на романсах этих двух певиц, это дорогого стоит. Яна при этом невольно выполнила и просветительскую миссию, ведь не секрет, что далеко не все слушатели, особенно молодое поколение, знакомы с творчеством Изабеллы Юрьевой и Аллы Баяновой, а что касается филармонии, то я не могу припомнить, чтобы когда-либо, по крайней мере, за последние лет 10 случались подобные концерты. Это действительно был настоящий праздник романса. Каждая миниатюра, исполненная Яной, передавала совершенно неповторимый образ, в каждом прочтении чувствовалась индивидуальное творческое решение, которое иногда бывало непривычным, «неформатным», а потому заставляющим задуматься, осмыслить, ещё раз прочувствовать. Отмечу, что помогли осуществить Яне свой творческий замысел два пианиста – Елизавета Шубина, её постоянный концертмейстер в течение многих лет (первое отделение концерта), и известный музыкант Платон Газелериди (второе отделение). С этим музыкантом Яна сотрудничает недавно, но творческий результат их совместной деятельности превзошёл все, самые притязательные, ожидания. Обладая даром импровизатора, мощной энергетикой, виртуозностью и при этом умением слышать своего партнера, не «давить» на него, а дать возможность солистке максимально раскрыться, высветить голос, этот пианист сумел создать вместе с певицей удивительно органичное творческое пространство.

Да, романс, безусловно, самый главный жанр в исполнительской деятельности Яны Чабан. Но картина была бы неполной, если бы мы забыли, например, сколько песен современных композиторов спела Яна, в том числе, посвященных Великой Отечественной войне. Несколько лет тому назад ею была подготовлена большая программа из военных песен, куда входили и любимые всеми «Синий платочек», «Огонек», «Случайный вальс» и другие. Есть песня в репертуаре Яны Чабан, которую, без преувеличения, можно назвать её визитной карточкой. Это «Эхо любви» Евгения Птичкина. Когда-то, как все мы помним, эту песню поистине гениально исполняла Анна Герман. Не углубляясь в сравнение с великой певицей, скажу, что Яне удается держать высочайшую планку, заданную великой предшественницей. «Эхо» в исполнении Яны Чабан проникает в самую глубину души. Певице удаётся избежать ненужной сентиментальности и преувеличенного выражения чувств, во всём присутствует гармония, чувство меры и вкуса. У многих слушателей я видела слезы на глазах после исполнения этой песни. Древние называли это «катарсисом» — очищением посредством искусства. И подобное случается практически на каждом концерте певицы.

Не могу не упомянуть ещё об одной стороне творческой деятельности Яны Чабан. Она тесно связана дружескими и творческими узами с Польской музыкальной гостиной, которую я уже почти 20 лет провожу в Екатеринбурге. Так счастливо сложилось, что Яну заинтересовал польский вокальный репертуар, и мы стали сотрудничать. Могу сказать, что и здесь Яна оказалась верна себе – со всей тщательностью, скрупулезностью она начала работать над польскими песнями и романсами, которые, как знают профессионалы, довольно трудны в произношении. Когда в наш город на 20-летие Польского общества «Полярос» в 2012 году приезжали высокие гости из Польши, в том числе, генеральный консул этой страны, кстати, здесь же вручивший Яне Почетную грамоту Республики Польша за достижения в культуре, то все поляки обратили внимание на безупречность её польского произношения, ну и, конечно, на артистизм, выразительность исполнения выбранного ею репертуара. Вне конкуренции, безусловно, были «Танцующие Эвридики» из репертуара Анны Герман, одна из сложнейших композиций в «легком» жанре, а также изысканное, ностальгическое танго «У камина». Сама Яна говорит, что с радостью открывает для себя польскую культуру и, возможно, в дальнейшем её польский репертуар расширится.

В завершение мне остаётся сказать, что, конечно, в рамках одной статьи представить все стороны творчества Яны Чабан невозможно. Убеждена, что у этой талантливой певицы и артистки многое ещё впереди.

Наталия ИВАНЧУК,
член Союза композиторов России

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Портрет на фоне романса | АсПУр
01 bol hram pisateli 150x150.jpg
На Южном Урале – весна литературной жизни | АсПУр