Подборка произведений молодых литераторов Алтая
03.07.2017
«Узоры любви» без языкового барьера
08.07.2017
Все статьи

Шагнув через порог тысячелетья. К 70-летию С.Г.Фатыхова

Шагнув через порог тысячелетья. К 70-летию С.Г.Фатыхова

       Есть личности, в судьбе которых отчётливо проступает само предназначение челове- ка – быть «точкой схождения», «фокусом» смыслов природных и космических. Родившись именно на этой земле, именно в данное время, со способностями и дарованиями для решения каких-то масштабных, возможно, даже не вполне осознаваемых современниками задач, человек начинает путь с малых шагов – и эти шаги приводят его к обобщениям мирового порядка. Всё, что собирает в свой круг такая судьба – края земли, имена современников, виды деятельности и, наконец, создаваемый в научном и художественном творчестве образ мира, – освещается особым светом, приобретает особый смысл. 

       К таким личностям с полным правом можно отнести ученого-культуролога, поэта, прозаика, журналиста и государственного деятеля Салима Галимовича Фатыхова. Мы име- ем счастье быть современниками и коллегами человека, чьи исследования дают новое виде- ние развития человеческого сознания, культуры, цивилизации. Эти исследования и концеп- туальные выводы из них рождены в многолетних широких полевых исследованиях, вы- верены в тишине рабочих кабинетов и подтверждены мировым научным сообществом. 

       Можно просто сказать, что Салим Фатыхов – ученый с мировым именем. Но важнее, может быть, обратить внимание на то, сколь актуальны его исследования матриархата и концепция происхождения и развития культуры. Если внимательно проследить за его магистральной научной мыслью, то можно вывести короткую емкую формулу: культура создана женщиной для того, чтобы обеспечить выживание своих детей в мире природы. В этой формуле равно важны обе составляющие: и утверждение важнейшей роли женщины в развитии человечества, и определение сущностной задачи культуры. И то, и другое приобрело острейшую актуальность, когда мужская технократическая цивилизация в очередной раз привела человечество на грань большой войны, к угрозе самоуничтожения. 

       Не единожды переиздававшаяся «Мировая история женщины» [6; 7], главный науч- ный труд Салима Фатыхова, – труд грандиозный, но появление новых и новых фактов, до- полняющих и уточняющих его концептуальную основу, делает эту масштабную работу принципиально незавершаемой, ибо новые археологические находки и открывающиеся исторические факты всё более утверждают ее и добавляют важные оттенки культурных смыслов. 

       По сути, путь к масштабу «Мировой истории…» начался еще в детстве, с первых попыток осмысления своей крохотной жизни на древней земле, рядом с промышленным гигантом первых советских пятилеток. Салим Фатыхов родился в трудные послевоенные годы на Южном Урале, в юном по историческим меркам городе Магнитогорске – но именно здесь, в этом географическом пространстве, тысячелетия назад формировался арийской культурой генетический код поэзии, и уже в ХХ в. подспудную поэтическую силу края явила знаменитая магнитогорская литературная школа, пройдя путь от литературного барака у стройплощадки металлургического завода к созвездию поэтических имен, составивших славу города, края, страны. Салим Фатыхов стал нашим современником из этого созвездия. 

       Дорога к глобальным обобщениям и открытиям мирового значения вела поначалу геологическими маршрутами – после окончания в 1966 г. Миасского геологоразведочного техникума – арктические экспедиции (Таймыр), работа на Северном Урале, в Южном Казахстане – а затем, живя в Средней Азии, будущий ученый «заболел» археологией. По- том, с 1971 по 1977 г. – в очно-заочном варианте Магнитогорский государственный педагогический институт, заложивший гуманитарные основы будущих исследований и литературного творчества. C 1966 по июль 1969 г. была служба на Краснознаменном Тихоокеанском флоте – стихия океана подарила сильнейшие впечатления молодому человеку, рожденному в предгорной степи. Через неделю после возвращения со службы на флоте Фатыхова приглашают на работу корреспондентом в городскую газету «Магнитогорский рабочий». Жизнь раскрывала исследователю пространства огромной страны с ее древней историей и современным культурным многообразием. 

       Опыт журналистской работы, работы с людьми, событиями, словесными формулами начал формироваться во второй половине 1960-х – в жизнь вошло множество новых тем и красок. В 1973 г. Фатыхов уехал поднимать журналистику Узбекистана и до 1995 г. тру- дился ответственным секретарем, заместителем главного редактора и главным редактором газет Навои и Ташкента, закончил очное отделение факультета журналистики Ташкентской высшей партийной школы, работал в обкоме Компартии Узбекистана в Навои и в ЦК Ком- партии Узбекистана. Вернувшись в Магнитогорск в 1993 г., он возглавил газету «Русский дом», а в 1998 г. стал помощником губернатора Челябинской области П. И. Сумина, затем – начальником информационного управления областной администрации, пресс-секретарем, заместителем руководителя Администрации губернатора. Государственная служба пришлась на самые, пожалуй, трагические годы страны, но и это было важной частью судьбы ученого и поэта, осмысливающего жизнь в ее максимальных масштабах. Непосредственная практика решения государственных задач опиралась на сформировавшийся опыт ученого-исследователя, журналистскую точность и оперативность, поэтическую способность видеть реальность не в сиюминутных фрагментах, а как единое целое – в системе взаимосвязей. 

       Все эти годы Салим Галимович создавал свой главный труд, разрабатывал и уточнял концепцию происхождения культуры и роль женщины в истории, и первое издание – «История женщины. Этнокультурная ретроспектива и краткий анализ фактов, обрядов, легенд, обычаев и ритуалов» [3] – вышло в издательстве Екатеринбурга «Банк культурной ин- формации» в 2000 г. Концепция требовала подробной разработки: через четыре года в том же издательстве увидела свет «Мировая история женщины: Опыт сравнительной фак- тографии» [6]. «Хроно-культурологическое и фактографическое осмысление» темы было опубликовано в 2008 г. [7], уже после блестящей защиты кандидатской диссертации [1] в Челябинской государственной академии культуры и искусств, прошедшей в 2006 г. Монография «Новая археология матриархата. Социокультурный анализ реликтов» [8] была опубликована через год, а вскоре состоялась защита докторской диссертации [4], получив- шая большой резонанс в научном сообществе. Концепция логически подвела исследователя к футурологическому прогнозу относительно развития человечества: вариантом выхода из глобального гуманитарного кризиса и нагнетания агрессии в мире может стать неоматри- архат с опорой на женский естественный и новообретенный опыт общения с природой и сбережения жизни. 

       Столь масштабный научный труд, осмысление огромного количества разрозненных, относящихся к различным эпохам фактов и Научный профиль сложнейших современных общественных процессов стал возможен, наверное, еще и потому, что Салим Фатыхов – поэт. Впрочем, настоящий ученый – всегда поэт, ибо именно поэзия развивает в человеке способность соединять в целое и упорядочивать множество самых разных вещей и явлений. Стихи сопровождают всю его жизнь – буквально от начальных впечатлений. Первый авторский поэтический сборник вышел в свет в Ташкенте в 1981 г. [11], пролежав перед этим в издательстве 6 лет, а следующий – «Расслоенное время» [10] – уже на Урале, в 2004 г. Через 10 лет увидела свет неопубликованная проза 1960–1970-х гг. «Мгновения бытия…» [5] – в нее вошли приключенческая повесть «Красный Меджнун», рассказы, этюды, были и фрагменты недописанных произведений. Перед читателями известный ученый предстал в совершенно новой ипостаси увлекательного рассказчика. В 2017 г. в родном писателю и ученому Магнитогорске опубликована книга научно-популярных статей и краеведческих очерков «Открывая тайны веков» [9]. 

       К юбилею Салим Галимович собрал под одной обложкой и поэтические опыты многих лет. Для полного собрания стихотворений он выбрал название «Дихотомия бытия» [2]. В этом, в общем-то, научном словосочетании отражена изначальная трагедия мира, рассеченного на идеальное и реальное, духовное и материальное, прошлое и настоящее, мгновенное и вечное. И между бесконечно разделенными полюсами мерцает смятенная и такая краткая человеческая жизнь, крохотная пылинка в бурях Космоса, Природы и Истории… Но цель ее существования испокон – свет: ведь само «происхождение сознания мифологически представлялось первобытному человеку как возникновение света, проявляющего из тьмы мировые процессы и самого человека» (Салим Фатыхов). 

       И потому книга «Дихотомия сердца» одновременно есть преодоление трагедии жиз- ни – автор дает нам ключ к преодолению: возможно, для того и создан человек, чтобы труд души и ума его был только и направлен на постоянное сближение, сшивание, настройку созвучия половин-антиподов, и в этом труде – не только оправдание бытия самого чело- века, но и возможность раздвинуть границы нашего сознания до полюсов-крайностей, т. е. осветить бытие до самых границ Мироздания. 

       Научные, литературные и государственные труды Салима Галимовича Фатыхова по- лучили широкое общественное признание. В 2002 г. ему присуждено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Российская академия естествен- ных наук за 1-е и 2-е издания книги «Мировая история женщины» наградила ученого Кре- стом «За заслуги перед наукой». Знаком высокого признания стала Серебряная медаль име- ни Е. Дашковой. Литературные труды отмечены премиями «Урал Полярный – Урал Про- мышленный» и Уральского федерального округа, медалью Ассоциации писателей Урала «За заслуги перед литературой». За государственную службу вручен знак отличия «За заслуги перед Челябинской областью». 

       Выпавшей на нашу долю современности дано непростое испытание – мир рассыпается на фрагменты, рвется связь поколений и теряются исторические связи, жизнь превращается в набор клипов, но тем виднее и драгоценнее становится живая человеческая страсть осмыслить мир целиком, в его многовековой истории и необъятных пространствах, постичь целокупно глубины его и тайны, услышать не только себя самого, но и голоса современников и предков, и попытаться заглянуть в будущее. Объединив столь различные, казалось бы, начала – поэтическое видение, научный анализ и общественную практику, Салим Галимович Фатыхов сотворил свою судьбу как преодоление «рассыпающегося» времени. И совершенно закономерно в круг его занятий вошла преподавательская деятельность в Челябинском государственном институте культуры, чтение лекций студентам и аспирантам, руководство газетой вуза. 

       Но, наверное, чтобы действительно понять и почувствовать масштаб и значение личности Салима Фатыхова, нужно прочесть эти простые строки: 

Во мне еще живут инстинкты диких джунглей, 
Волнение морей, паренье странных птиц. 
И тлеют по ночам сырых стоянок угли, 
И пробегают тени неповторимых лиц. 
Я, может быть, из тех – безвинно осужденных! 
А может быть, из тех, кто на погибель вел? 
Из праха одного и я, и ночь, и клены, 
И рыба в Сырдарье, и в Кракове костёл. 
Начало у меня, как у всего, – простое. 
Я тоненькой тычинкой по космосу кружил. 
Не спится до утра! Как мысли успокоить 
И прошлую вместить, и будущую жизнь! 

       С прекрасным юбилеем, Салим Галимович! Здоровья, творческой неуспокоенности, продолжения трудов мирового значения!

Н. А. Ягодинцева

________________________________________________ 1. Фатыхов, С. Г. Антропология и культура матриархальности : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Салим Галимович Фатыхов. – Челябинск, 2006. – 230 с. : ил. 2. Фатыхов, С. Г. Дихотомия сердца (Поэтизированные рефлексии разных лет) : полное собрание стихо- творений / С. Г. Фатыхов. – Челябинск, 2017. – 184 с.: ил. 3. Фатыхов, С. Г. История женщины: этнокультур. ретроспектива и крат. анализ фактов, обрядов, легенд, обычаев и ритуалов / С. Г. Фатыхов. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. – 463 с. : ил. – (Философский андеграунд Урала) (Библиотека философа). 4. Фатыхов, С. Г. Материнский феномен в культурогенезе: гипотетическое моделирование и осмысление первоначал : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Салим Галимович Фатыхов ; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусств]. – Челябинск, 2011. – 439 с. : ил. 5. Фатыхов, С. Г. Мгновения бытия… : неопубликованная проза 60-х и середины 70-х годов / С. Г. Фаты- хов. – Челябинск ; Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 182 с. 6. Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины: опыт сравнит. фактографии / С. Г. Фатыхов. – Екатерин- бург : Банк культурной информации, 2004. – 788 с. : ил. 7. Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины = The world history of woman: хроно-культурологическое и фактографическое осмысление / С. Г. Фатыхов. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург : Банк культур- ной информации, 2008. – 943 с. : ил. 8. Фатыхов, С. Г. Новая археология матриархата : социокультурный анализ реликтов : моногр. / С. Г. Фа- тыхов ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2009. – 249 с. : ил. 9. Фатыхов, С. Г. Открывая тайны веков : науч.-попул. ст. и краевед. очерки / С. Г. Фатыхов ; Челяб. гос. ин-т культуры ; ред. В. Я. Рушанин. – Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2017. – 200 с. : ил. 10. Фатыхов, С. Г. Расслоенное время : стихотворения / С. Г. Фатыхов. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. – 128 с. – (Библиотека поэзии каменного пояса (малая серия)). 11. Фатыхов, С. Г. Чайки пустыни (стихи) / С. Г. Фатыхов. – Ташкент : Ёш гвардия, 1981. – 37 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *